Знакомство с основными элементами музыкального языка

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Знакомство с основными элементами музыкального языка

Страница 5

В обоих учебниках интервалы связываются с устойчивыми и неустойчивыми звуками лада. Уже классическим стало объяснение двух видов терции через тонические трезвучия одноименных мажора и минора, квинты – через расстояние между крайними звуками трезвучия или через расстояние от тоники до доминанты. Интервал кварта вводится обычно не раньше, чем учащиеся усваивают понятие субдоминанты или четвертой ступени лада. Интервалы секста и септима изучаются в более старших классах в силу связи первого интервала с обращением трезвучия (секстаккорд и квартсекстаккорд), а второго – с понятием септаккорда (который труден для восприятия и запоминания в младших классах, потому что состоит из четырех звуков, в то время как в младших классах учащиеся способны пока различать на слух только аккорды из трех звуков) и его обращений (усвоение которых требует более твердых знаний интервалов от секунды до сексты). Понятие октавы у учащихся младших классов, как правило, ассоциируется не с интервалом, а с регистром (первая октава, малая и т.д.); но если при изучении трезвучий сообщается о развернутом трезвучии, приходится говорить и об октаве как интервале.

Интервалы нона, децима и т.д. изучаются в старших классах (хотя, например, понятие об интервале дуодециме дети, обучающиеся игре на кларнете, получают в ходе занятий по специальности в силу специфики переключения регистров на данном инструменте).

В пособии Металлиди для второго класса знакомство с интервалами происходит весьма интенсивно. Авторы учебника, возможно, полагают, что если ко второму классу учащиеся уже имеют опыт музицирования на два голоса (как в курсе сольфеджио, так и в ходе занятий хора), то они уже достаточно подготовлены к восприятию интервалов. Хотя в методических рекомендациях к учебнику (с. 77 и далее) говорится, что целесообразно сначала объяснить значение слова «интервал» на примерах из обычной жизни; интервалы презентуются авторами пособия как «кирпичики», из которых строятся мелодии и аккорды. Сразу же вводятся понятия «мелодические» и «гармонические» интервалы – на основе музыкальных примеров. В связи с гармоническими интервалами (когда звучат два звука одновременно) вводятся понятия «диссонансы» и «консонансы» на примере двух пьес, одна из которых – лирическая грузинская двухголосная песня – строится на консонансах (секстах и терциях), а вторая – короткая гротескная фортепианная пьеса современного композитора «Бульдог идет по мостовой» – на диссонансах (секундах и тритонах). От учащихся сразу же требуется выработка навыков строить интервалы от любого звука вверх и вниз.

Учащимся демонстрируются интервалы от примы до октавы. Каждый из интервалов иллюстрируется музыкальным материалом. Порядок изучения интервалов происходит следующим образом. Первые интервалы, с которыми знакомятся дети – прима и октава (хотя октава достаточно трудна для пения, зато легко опознается на слух). Затем учащиеся знакомятся с секундой и квинтой – секунда легка для запоминания благодаря своему специфическому звучанию, а квинта является одним из интервалов, на которых строится трезвучие. Терции и кварты проходятся после усвоения квинты, причем оба интервала (терция и кварта) объясняются через структуру трезвучия (терция – через начало трезвучия, кварта – через пятую и первую ступени развернутого трезвучия). На примере терции учащийся знакомится с понятием большого и малого интервала. Пособие Металлиди так же, как и пособие Барабошкиной, предполагает, что у учащегося данные интервалы уже запечатлены в музыкальной памяти благодаря пройденному материалу и, возможно, занятиям по специальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Трудности школьной адаптации
Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассника ...

От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей
В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (част ...

Обзор существующих проблем и предложений по изменению системы школьного управления
Ирина Николаевна Щербо делится проблемами из собственной практики управления. Первая из них касается загруженности директора в начале учебного года: «такие фундаментальные документы, как план работы школы, образовательная программа, комплексная программа развития, учетная политика школы прописаны в ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru