Знакомство с основными элементами музыкального языка

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Знакомство с основными элементами музыкального языка

Страница 2

В учебнике Металлиди тактовая черта присутствует с первых уроков, потому что пособие рассчитано на более подготовленных детей, однако достаточно долго в упражнениях сохраняются «длительности на нитках» – отдельно выписанный под нотоносцем ритмический рисунок.

В обоих пособиях в соответствии с требованиями программы вводятся только три размера (и все 3 – в первом классе): 2/4, 3/4 и 4/4.

Понятие ритма вводится через физические упражнения: учащимся предлагается сначала хлопать в такт исполняемой мелодии или движением руки показывать сильную и слабую доли (понятия, также вводимые достаточно рано).

Ноты

Учебник Барабошкиной рассчитан на детей, не знающих нот; учебник Металлиди – на тех, кто уже знает ноты. Поэтому в учебнике Металлиди упражнения, имеющие своей целью обучение написанию нот, отсутствуют, хотя задания на переписывание в тетрадь того или иного музыкального примера даются (что связано скорее не с отработкой навыков письма, а с тренировкой памяти).

Обучение чтению и написанию нот в учебнике Барабошкиной является одним из важнейших аспектов преподавания музыкальной грамоты. Упражнения на переписывание нотного текста сопровождают каждый урок; примечательна ремарка «ноты пиши красиво, как в книжке» – что связано не только со стремлением научить ученика писать ноты правильно, но и с господствовавшим в 1960е годы в начальной школе культом чистописания (ныне неактуальным в силу всеобщей компьютеризации; возможно, в связи с распространением нотных редакторов среди музыкантов – пользователей персональных компьютеров вскоре станет неактуальным и призыв «писать ноты красиво»).

Обучение нотам по пособию Барабошкиной начинается постепенно, материал подается малыми дозами (в расчете на то, что у маленьких детей 6–7 лет, которые еще не умеют ни читать, ни писать, освоение нотной грамоты вызовет соответствующие трудности, связанные с неразвитостью мелкой моторики кисти и т.д.).

Со второго параграфа учебника для первого класса вводятся нотоносец и скрипичный ключ (для того, чтобы научить детей изображать этот достаточно сложный символ, вводятся отдельные упражнения, напоминающие работу в прописи).

Первые ноты, которые проходятся – соль и фа первой октавы. Это связано не только с тем, что названия этих нот содержатся в слове сольфеджио и поэтому их легче всего запомнить, но и с тем, что обе ноты находятся в среднем регистре и их легко петь как дискантам, так и альтам. Презентация нот связана еще и с высотой детских голосов: каждую выученную ноту необходимо не только уметь писать, но и уметь читать (то есть правильно петь). Кроме того, знакомство с нотой соль непосредственно связано со знакомством со скрипичным ключом (ключом соль): оба пишутся на одной линейке. На примере нот соль и фа ученик усваивает, что ноты могут писаться как на линейках, так и между ними.

Сразу же после нот соль и фа (или практически наряду с ними) вводятся ноты ми, ре и ля. Этого количества нот достаточно для разучивания простых мелодий-попевок, и к тому же в их написании отрабатываются и закрепляются те навыки, что и в написании нот соль и фа – например, принцип «на линейке или между линейками». У этих нот штили пока направлены вверх, их написание более или менее единообразно. Знакомясь с этим небольшим количеством нот, ученики подсознательно могут сделать полезное наблюдение, важное для дальнейшего знакомства с музыкальной грамотой: высота ноты связана с ее положением на нотном стане (чем нота выше расположена, тем выше она звучит).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. ...

Беспризорность в 20-30-е годы ХХ века
В начале 20-х гг. беспризорность в стране продолжала носить массовый характер. Поэтому советское правительство продолжало создавать новые детские дома, открывать ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны, детские социальные инспекции, которые вели борьбу с беспризорностью, защищали права де ...

Роль учащихся в выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru