Знакомство с основными элементами музыкального языка

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Знакомство с основными элементами музыкального языка

Страница 1

Длительности

В учебнике Барабошкиной знакомство с длительностями начинается с первого же урока. Это самые простые для понимания и восприятия длительности – четверти и восьмые. Иллюстрации с изображением этих длительностей приводятся прямо в тексте. Восприятие длительностей учащимися проходит через особые упражнения – декламацию стихотворений-потешек (например, «Барашеньки-крутороженьки») с прохлопыванием ритма. Учащимся дается понять, что ритм составляют последовательности звуков (или, в данном случае, слогов) разной длины – одни короче, другие длиннее. Над более короткими слогами в тексте стоят восьмые, над более длинными – четверти. Такой методический ход весьма грамотен, так как помогает учащимся усваивать незнакомые понятия через нечто знакомое (музыкальные длительности через звучание слогов в стихотворении, которое, возможно, ребенку уже знакомо из книжек). С группировкой восьмых учащиеся, однако, знакомятся не сразу (только к параграфу 12). Половинные ноты (и половинные с точкой) вводятся еще позже, а четверти с точкой и целые ноты – только в программе второго класса. Изучение длительностей тесно связано с изучением ритма и размеров.

В учебнике Металлиди в первом классе четверть, восьмая и половинная изучаются в пределах одного урока; вскоре после этого вводятся шестнадцатые (на которых основной акцент делается в программе 2 класса) – пока только как упражнение для игры на фортепиано, потому что восприятие и исполнение этих длительностей требует определенных технических навыков и вызывает трудности (в том числе на занятиях по специальности). Во втором классе также вводятся длительности с точками и целые ноты. Изучение длительностей тоже идет от знакомого к незнакомому (восприятие длительностей по мелодии знакомых ребенку песен), от прохлопывания или отстукивания ритма (о чем пойдет речь в следующем параграфе).

Паузы в учебнике Барабошкиной вводятся практически параллельно с длительностями; в учебнике Металлиди– уже когда усвоены те длительности, которым эти паузы равны своей протяженностью. То есть в учебнике Барабошкиной сначала идет знакомство с восьмыми и четвертными паузами и только потом (когда уже пройдены половинные ноты) – с половинными; целая пауза вводится во втором классе параллельно с целой нотой. В учебнике же Металлиди половинная пауза вводится наряду с четвертной и восьмой (так как половинная длительность проходится вместе с четвертью и восьмой); целая и шестнадцатая – также не ранее второго класса. В учебнике Барабошкиной знакомство с паузами идет через текст – музыкальный и поэтический (песенка «Болтушки», имитирующая диалог, где пауза маркирует смену реплик). В учебнике Металлиди паузы изучаются параллельно с затактом и при этом предполагается, что к моменту изучения пауз ученик уже имеет навыки дирижирования (в учебнике Барабошкиной упражнения на дирижирование вводятся позже); усвоение пауз идет также через музыкальный материал (но уже в отрыве от сопровождающего его поэтического текста).

С темой длительностей тесно связаны тема ритмического рисунка и тема размера.

У Барабошкиной ритмический рисунок вводится с 2 го параграфа (четвертый по счету урок). Пример смены ритмического рисунка дается в текстах-попевках, состоящих из одних и тех же звуков, но имеющих разный ритмический рисунок. При этом в примерах достаточно долго не указывается размер и не ставится тактовая черта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...

Драматизация как средство обучения английскому языку
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средства повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Од ...

Целостно-смысловая платформа проектных действий
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения. Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтени ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru