Знакомство с основными элементами музыкального языка

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Знакомство с основными элементами музыкального языка

Страница 3

В четвертой части параграфа 2 учебника для первого класса вводятся более трудные для восприятия ноты си и до первой октавы. Трудность в их написании и запоминании заключается в том, что у си штиль смотрит уже вниз, а не вверх, а до пишется на добавочной линейке под нотоносцем.

Басовый ключ в пособии Барабошкиной вводится уже тогда, когда у учащихся достаточно навыков в чтении нот в скрипичном ключе и когда в программе начинают рассматриваться темы устойчивых звуков и аккомпанемента. Учащимся сразу же предлагается понять, что в басовом ключе, как правило, пишутся ноты аккомпанемента, ноты для левой руки.

Лад

Понятия мажора и минора вводятся в обоих пособиях в первом классе и достаточно рано. Первое знакомство с этими ладами в обоих случаях связывается с характером музыки (более энергичная – мажорная, более нежная и грустная – минорная). Причем в пособии Барабошкиной присутствуют достаточно полезные упражнения – парные музыкальные примеры, состоящие практически из одних и тех же звуков, но отличающиеся высотой одной из нот (третьей ступени) на полтона. Этим иллюстрируется основное отличие минора от мажора.

В обоих пособиях понятие гармонического минора вводится во втором классе (потому что только ко второму классу учащиеся более или менее твердо усваивают понятия звукоряда, лада, устойчивых и неустойчивых звуков; так как в гармоническом миноре важная роль отводится неустойчивой седьмой ступени, его действительно целесообразнее проходить с теми, кто знает уже о вводных звуках и хорошо ориентируется в ступенях). Но в пособии Металлиди гармонический минор не является отдельной темой: все минорные тональности, которые проходят во втором классе, даются сразу в трех видах (натуральный, гармонический и мелодический минор). Возможно, это связано и со спецификой программы по специальности: как правило, при изучении на специальности гамм от ученика требуют играть минорные гаммы именно сразу трех видов.

В связи с ладом возникает проблема устойчивых и неустойчивых звуков. Если в пособии Барабошкиной само понятие «гамма», «ступени», «устойчивые и неустойчивые звуки» вводятся только к концу первого класса, а понятия вводных звуков появляются только во втором классе, в учебнике Металлиди [30] все это также дается более интенсивно. И у Барабошкиной, и у Металлиди достаточно рано вводится понятие тоники.

В пособии Металлиди большая роль уделяется работе с устойчивыми звуками, в частности, их опеванию (что готовит учащегося к постижению соотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками, тяготения одних к другим, разрешения и т.д.).

Тональности

Понятие тональности в учебнике Барабошкиной вводится в первом классе после параграфов, посвященных ладу, тонике и знакам альтерации. Через понятие лада вводится и понятие тональности: «Все звуки, которые ладят с тоникой, образуют тональность». Таким образом, здесь заметна ориентация прежде всего на слуховые ассоциации учащихся.

Первая тональность, вводимая в учебнике Барабошкиной – соль мажор (в учебнике Металлиди – до мажор, то есть тональность без знаков). В учебнике Металлиди тональности вводятся так: в первом классе – до мажор, ре мажор, соль мажор и фа мажор, во втором – параллельные к вышеуказанным минорные (сначала без знаков, потом с одним, потом с двумя, причем сначала с диезами, потом с бемолями). Во втором классе в обоих пособиях (и Барабошкиной, и Металлиди) вводится понятие параллельных тональностей, но если у Барабошкиной это тема одного параграфа, у Металлиди анализируемые во втором классе тональности даются попарно (соль мажор – ми минор, фа мажор – ре минор, си-бемоль мажор – соль минор).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Методика проведения педагогического эксперимента на уровне констатирующего эксперимента
Есть два варианта построения педагогического эксперимента. Первый – когда в эксперименте участвуют две группы детей, одна из которых занимается по экспериментальной программе, а вторая – по традиционной. На третьем этапе исследования будут сравниваться уровни знаний и умений обеих групп. Второй – к ...

Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта
Основным критерием эффективности проекта является переход 80% ОУ и РОУ региона на новые самостоятельно разработанные модели (внутри)школьного управления, а также сохранение в основном положительного отношения к реформе в среде целевых групп и более широкого сообщества региона как на протяжении хода ...

Проблемы современного мирового образовательного пространства
Рассматривая общие тенденции развития образования в глобальных масштабах, скажем, что за последние 20—30 лет (и не забывая при этом очень существенных региональных различий, особенно в странах с различным общественным строем) нетрудно видеть достижения, которыми человечество вправе гордиться. Сотни ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru