Кардинальные изменения, происходящие в жизни казахского общества, сложные задачи, стоящие перед образованием на современном этапе развития страны, требуют пересмотра взглядов на сущность и функции профессиональной деятельности учителя в новых условиях. Традиционная парадигма профессионального труда педагога, в рамках которой акцент делается на когнитивном аспекте профессиональной деятельности, уходит в прошлое. Необходим переход от деятельности, в рамках которой учитель выполняет инструментальную роль, к инновационной деятельности, преследующей цели актуализации творческой индивидуальности педагога, готового работать в обновляющейся школе, способного разрабатывать, осваивать и использовать инновационные технологии и успешно внедрять их в образовательную практику.
Инновационные образовательные технологии являются тем, педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи:
- освоения прогрессивного педагогического опыта продуктивной организации педагогического труда;
- передачи необходимых единиц социокультурного опыта ученикам;
- а главное – личностного совершенствования самого учителя, формирование в нем таких качеств, как гуманность, креативность, потребность в самореализации, самоактуализации своих потенциальных возможностей и профессиональных способностей, востребованных сегодня.
Современная ситуация в образовании ставит перед педагогом ряд новых задач, связанных с осуществлением профессиональной деятельности в сложных условиях переосмысления и модернизации традиционных форм и методов организации образовательного процесса, что в значительной мере повышает роль преобразовательной, исследовательской функции педагогической деятельности.
В условиях перехода образования на новый качественный уровень от учителя требуется специальная подготовка, так как в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан отмечается: «Учитель новой формации – это духовно-развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому».
В современной системе обучения огромное значение придается характеру межличностных отношений в учебной группе, который определяется преподавателем. В условиях обучения преподавателю приходится справляться с достаточно сложными психолого-педагогическими задачами. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально-пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Сейчас образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, самосовершенствования, самообразования, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Другое о педагогике:
Методологические основы проектной, исследовательской
и управленческой деятельности
Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные: управление (и системно-управленческая организация деятельности); проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); исследование (и исследоват ...
Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного
возраста
Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения . Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию ...
Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...