Первые два типа работ были предложены учащимся для освоения метода тестирования. Выполнение задания в первом случае (масштабное исследование) требовало от студента осуществления творчески-репродуктивной деятельности: воспроизведения указанных методикой действий, но при этом творческого подхода к их выполнению, привнесения чего-то нового, оптимизации процесса исследования, исходя из понимания психологических особенностей испытуемых: детей 5 – 6 лет. Во втором случае (модельное исследование) студент осуществлял репродуктивную деятельность по воспроизведению требуемых методикой действий и занятия рефлексивной позиции.
Третий тип работ – реконструктивная деятельность. Студенту предлагаются: концепт, описание заданий и результат. Его задача в данном случае состоит в достраивании методики, придании ей полноты, целостности, завершенности, включении её в культурные контексты. Освоение метода формирующего эксперимента происходит опять же за счёт непосредственного включения самого студента-исследователя в процессы осуществляемой деятельности.
Итак, применим выделенную в пункте 3.1 данной работы методику для анализа студенческих работ группы ПМ – 42 (2002 г.). Результаты занесём в таблицы – их будет три: по каждому типу работ; при этом оценим каждый критерий методики на предмет качества, полноты содержания в работе по балльной системе, где
0 – отсутствие в работе данного компонента;
1 – присутствует, но частично ("стенограмма" лекции преподавателя либо понимание "наполовину" в силу неотрефлексированности способа деятельности);
2 – максимальный балл, которому соответствует полное содержание элемента в отчете.
В строках представлены компоненты методики; в столбцах – порядковые номера студентов и оценка, поставленная за работу по методике; сама матрица состоит из баллов, присвоенных определённому компоненту в той или иной работе. В результате получаем следующее.
Таблица 1. Метод тестирования: методика диагностики готовности детей к школе.
|
! 1 |
! 2 |
+ 3 |
± 4 |
+ 5 |
! 6 |
± 7 |
+ 8 |
+ 9 |
! 10 |
! 11 | |
|
1. Соотнесение методики с теоретическими положениями, концептами; актуальность проводимого исследования; постановка проблемы, целей, задач, выдвижение гипотезы |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
|
2. Метод исследования |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
3. Методика, процедура исследования |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
4. Анализ полученных данных, представление результатов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
5. Рефлексивные суждения о методике, о полученных результатах, рекомендации |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Другое о педагогике:
Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическая культура - ограниченная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. В основе физической культуры лежит целесообразная двигательн ...
Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и
технологий взаимодействия с миром природы
Третьей задачей экологического образования является формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологическо ...