Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные целью воспитания качества.
В педагогической литературе дается описание большого количества методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной признана классификация методов воспитания Г.И. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания, которые представим в виде схемы.
Это общие методы воспитания. Они определяются целями, содержанием, средствами воспитания.
В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиции,. игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного воспитания можно объединить также на группы, как показано на таблице.
Методы воспитания
Словом |
Делом |
Религией |
Природой и искусством |
Традициями |
Игрой |
Просьба Совет Намек Рассказы Приказ Просьба |
Пример Приучение Упражнение Показ Испытание |
Поверье Благословенье Заклинание Проклятье Исповедание |
Наблюдение Воспроизведение Сравнение |
Знакомство с традициями Осознание их |
Имитация Соревнование Награда Угроза |
Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, школе, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.
Назидание – один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца – сыну, старшего – младшему, учителя – ученику.
Приучение как метод народной педагогики типичен для раннего детства. Приучают детей вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки и одежду в порядке, делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.
Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение, одобрение, похвала – важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать одобряемой деятельности ребенка, чтобы не порождать зазнайства, а наоборот – стимулировать на дальнейшие успехи.
Мы считаем, что личный пример – самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение.
Другое о педагогике:
Игровые и творческие задания
Пособие А. Барабошкиной творческих и игровых заданий не включает, так как в то время, в которое это пособие впервые было выпущено, игровым методикам обучения не уделялось должного внимания. В пособии Ж. Металлиди и А. Перцовской, напротив, игровые и творческие задания предстают как неотъемлемая час ...
Цели и содержание современного языкового образования
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенций (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной); - речевая компетенция – совершенств ...
Смысл и содержание новых компетентностей
педагогической деятельности
В современной ситуации высокой культурной и социальной динамики от педагога, помимо его работы в учебном заведении, требуется участие в различного рода образовательных проектах, связанных с внедрением инновационных методов преподавания, разработкой эффективных способов обучения. Причем включаться о ...