Методы воспитания народной педагогики

Страница 1

Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные целью воспитания качества.

В педагогической литературе дается описание большого количества методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной признана классификация методов воспитания Г.И. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания, которые представим в виде схемы.

Это общие методы воспитания. Они определяются целями, содержанием, средствами воспитания.

В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиции,. игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного воспитания можно объединить также на группы, как показано на таблице.

Методы воспитания

Словом

Делом

Религией

Природой и искусством

Традициями

Игрой

Просьба

Совет

Намек

Рассказы

Приказ

Просьба

Пример

Приучение

Упражнение

Показ

Испытание

Поверье

Благословенье

Заклинание

Проклятье

Исповедание

Наблюдение

Воспроизведение

Сравнение

Знакомство с традициями

Осознание их

Имитация

Соревнование

Награда

Угроза

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, школе, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.

Назидание – один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца – сыну, старшего – младшему, учителя – ученику.

Приучение как метод народной педагогики типичен для раннего детства. Приучают детей вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки и одежду в порядке, делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение, одобрение, похвала – важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать одобряемой деятельности ребенка, чтобы не порождать зазнайства, а наоборот – стимулировать на дальнейшие успехи.

Мы считаем, что личный пример – самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качес ...

Теоретический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Р.С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не свод ...

Умения, навыки, способы деятельности
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru