Методы воспитания народной педагогики

Страница 1

Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные целью воспитания качества.

В педагогической литературе дается описание большого количества методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной признана классификация методов воспитания Г.И. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания, которые представим в виде схемы.

Это общие методы воспитания. Они определяются целями, содержанием, средствами воспитания.

В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиции,. игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного воспитания можно объединить также на группы, как показано на таблице.

Методы воспитания

Словом

Делом

Религией

Природой и искусством

Традициями

Игрой

Просьба

Совет

Намек

Рассказы

Приказ

Просьба

Пример

Приучение

Упражнение

Показ

Испытание

Поверье

Благословенье

Заклинание

Проклятье

Исповедание

Наблюдение

Воспроизведение

Сравнение

Знакомство с традициями

Осознание их

Имитация

Соревнование

Награда

Угроза

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, школе, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.

Назидание – один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца – сыну, старшего – младшему, учителя – ученику.

Приучение как метод народной педагогики типичен для раннего детства. Приучают детей вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки и одежду в порядке, делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение, одобрение, похвала – важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать одобряемой деятельности ребенка, чтобы не порождать зазнайства, а наоборот – стимулировать на дальнейшие успехи.

Мы считаем, что личный пример – самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья
Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практик ...

Создание публикации учащегося
На данном этапе я рассказываю учащимся о том, что существует различные виды печатных изданий: Афиша- реклама, одностороннее листовое издание, крупноформатное. Брошюра – непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде скрепленных или склеенных листов. Буклет (Booklet) - как правило, многокрасочное ...

Опыт работы с детьми-мигрантами на Юге России
В Ростовской области, где проблема миграции сверхактуальна, были разработаны интегративные курсы «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании», «Основы межкультурного общ ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru