При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с этим в ходе нашего исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование разработанных нами комплекса коммуникативных упражнений позволит эффективно обучать учащихся лексической стороне речи, то есть речь учащихся будет отличаться:
1) языковой правильностью;
2) разнообразием языковых средств.
Таким образом, улучшится качество сформированности лексических навыков высказывания. Также применение разработанного нами комплекса коммуникативных упражнений при обучении лексической стороне диалогической речи обеспечивает развитие теоретического и логического мышления, всех видов памяти, ее процессов (восприятие, запоминание, сохранение, воспроизведение), коммуникативной компетенции.
Целью эксперимента являлась проверка эффективности использования комплекса коммуникативных упражнений при обучении лексической стороне диалогической речи.
Эксперимент проводился в школе № 83 г. Ижевска, в 9А классе.
Для проверки были привлечены две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
В программе проведения эксперимента были предусмотрены следующие варьируемые и неварьируемые условия (см. табл.).
Таблица
Условия проведения эксперимента
НЕВАРЬИРУЕМЫЕ |
ВАРЬИРУЕМЫЕ | |
- одинаковая наполняемость групп – 10 чел.; - примерно одинаковый языковой уровень (ср. балл - 4); - введение одного и того же лексического материала по теме «Friendship»; - одинаковое количество занятий в каждой группе – 3; - единые показатели и критерии оценок работ учащихся; - единый способ контроля – диалог (стандарт ЕГЭ); - проведение эксперимента в КГ и ЭГ дипломницей. |
КГ Учебный процесс ведется по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English 9 |
ЭГ Учебный процесс ведется по разработанным коммуникативным заданиям |
Проведение эксперимента и его результаты
Эксперимент предполагает проведение цикла занятий с использованием
Этапы проведения эксперимента в ЭГ:
введение нового лексического материала | |||
Упражнения |
Примеры заданий |
Уроки | |
Тренировочные |
перцептивные |
- Прочитайте текст, обращая внимание на использование подчеркнутых слов | |
определительные |
- Найдите в тексте , верны или неверны данные утверждения | ||
ЭТАП ТРЕНИРОВКИ | |||
Тренировочные |
лексические упражнения на уровне слова |
- Просмотрите текс и найдите антонимы к словам на доске - Расположить слова по признаку от самого хорошего, до самого плохого - Определите значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов - Определить слово, которое не подходит к данной группе | |
подстановочные |
- замените подчеркнутые слова синонимами | ||
лексические упражнения на уровне словосочетания и сверхфразового единства |
- Назовите слова, которые могут сочетаться с данными глаголами - Подобрать к глаголам – 3-4 наречия - Дать свою дефиницию слова - Составить ассоциограмму по теме “Family and Friends”, используя текст - Используя ассоциограмму расскажите о своей семье и друзьях | ||
Речевые |
трансформационные |
- Исправьте собеседника - Спросите, начиная словами . - игра «Снежный ком» | |
репликовые |
- Уточните детали (где, когда, кто, что) - Согласитесь или не согласитесь с собеседником - Выразите удивление, перепросите - Выразите сомнение, неуверенность - Выразите предположение - Пригласите друга - Прокомментируйте пословицу | ||
СИТУАТИВНЫЙ ЭТАП | |||
Речевые |
Ситуативные |
-Выбрать с партнером один вариант из предложенного, обсудив каждый |
Другое о педагогике:
Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта
Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 де ...
Дидактическая игра как средство формирования операций
логического мышления
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этногра ...
Разработка проекта деловой игры по дисциплине
«бизнес-планирование»
Тема семинара: Проектирование бизнеса Тип семинара: Совершенствования знаний, умений и навыков Вид семинара: Деловая игра Цель семинара: Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов. Задачи семинара: Образовательные: 1. передача целостного представления о профессиональной деят ...