Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления

Педагогическая теория » Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста » Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления

Страница 1

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представители научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра неотъемлемая часть человеческой культуры. В современной психологии и педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Почему только в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у дошкольников психических процессов? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к данным исследователей формирования умственных действий и понятий, которые были начаты Л.С. Выготским (1982 г.), А.Н. Леонтьевым (1972-1980 г.) и А.Р. Лурия (1974-1975 г.) и интенсивно осуществляются П.Я. Гальпериным и его сотрудниками. Внутренние, умственные, или идеальные, действия формируются на основе внешних материальных, действий путем их «поэтапного» изменения и преобразования.

До сих пор проблемы формирования умственных действий разрабатывались главным образом на материале школьного обучения, письму, счету, грамоте и т.д. однако есть данные, свидетельствующие о том, что эти закономерности обнаруживаются и в дошкольном возрасте, в частности в игровой деятельности детей. В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов, формирование, идущее от внешних, материальных действий, к действиям в уме, в плане представлений.

Поэтапная отработка умственных действий и понятий в игре обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой. Но, как показывают исследования, при соответствующих методах педагогического руководства игрой в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен и его эффективность может быть значительно повышена.

С точки зрения отмеченных выше теоретических соображений, важная роль игры в психическом развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемы и, следовательно, не могли быть по настоящему освоены.

Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы деятельности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, событий из жизни, отношения между ними и т.д. тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.

Согласно данным психологических исследований (Г.Д.Луков, Ф.И.Фрадкина) игровые действия ребенка на первых парах носят максимально развернутый характер и обязательно требуют материальной опоры в реальных предметах или замещающих их игрушках. На этом этапе новое содержание может быть воспроизведено ребенком в уме, воображаемом плане – нужны внешние игровые действия с предметами. В дальнейшем игровые действия своеобразно изменяются. По данным Д.Б. Эльконина (1978 г.) они начинают сокращаться и обобщаться, постепенно снижается значение материальной опоры (если отсутствуют необходимые игрушки, ребенок совершает соответствующие действия с воображаемыми предметами) Л. С. Выготский подчеркивал в свое время существенное значение речи в такого рода изменениях игровых действий.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

Характеристика особенностей образования детей с отклонениями в развитии за рубежом и в России
Изучив системы образования детей с отклонениями в развитии за рубежом интересно было бы сравнить эти системы образования с системой специального образования в России. В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru