Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления

Педагогическая теория » Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста » Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления

Страница 1

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представители научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра неотъемлемая часть человеческой культуры. В современной психологии и педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Почему только в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у дошкольников психических процессов? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к данным исследователей формирования умственных действий и понятий, которые были начаты Л.С. Выготским (1982 г.), А.Н. Леонтьевым (1972-1980 г.) и А.Р. Лурия (1974-1975 г.) и интенсивно осуществляются П.Я. Гальпериным и его сотрудниками. Внутренние, умственные, или идеальные, действия формируются на основе внешних материальных, действий путем их «поэтапного» изменения и преобразования.

До сих пор проблемы формирования умственных действий разрабатывались главным образом на материале школьного обучения, письму, счету, грамоте и т.д. однако есть данные, свидетельствующие о том, что эти закономерности обнаруживаются и в дошкольном возрасте, в частности в игровой деятельности детей. В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов, формирование, идущее от внешних, материальных действий, к действиям в уме, в плане представлений.

Поэтапная отработка умственных действий и понятий в игре обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой. Но, как показывают исследования, при соответствующих методах педагогического руководства игрой в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен и его эффективность может быть значительно повышена.

С точки зрения отмеченных выше теоретических соображений, важная роль игры в психическом развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемы и, следовательно, не могли быть по настоящему освоены.

Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы деятельности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, событий из жизни, отношения между ними и т.д. тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.

Согласно данным психологических исследований (Г.Д.Луков, Ф.И.Фрадкина) игровые действия ребенка на первых парах носят максимально развернутый характер и обязательно требуют материальной опоры в реальных предметах или замещающих их игрушках. На этом этапе новое содержание может быть воспроизведено ребенком в уме, воображаемом плане – нужны внешние игровые действия с предметами. В дальнейшем игровые действия своеобразно изменяются. По данным Д.Б. Эльконина (1978 г.) они начинают сокращаться и обобщаться, постепенно снижается значение материальной опоры (если отсутствуют необходимые игрушки, ребенок совершает соответствующие действия с воображаемыми предметами) Л. С. Выготский подчеркивал в свое время существенное значение речи в такого рода изменениях игровых действий.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца. Типологию матерей выделяет А.Я. Варга: "Спокойная уравновешенная мама" – настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит н ...

Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса. По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется. Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru