Вербализация игровых действий или, как выражается П.Я. Гальперин, «отработка» этих действий в плане громкой речи, приводит к тому, что они могут содержаться частично в умственном плане, в плане воображения. У старших дошкольников в игре много воображаемого, и действия внешние как бы чередуются с действиями внутренними, представляемыми.
На более поздних ступенях развития некоторые виды игр почти полностью переносятся в умственный план. Под влиянием пережитого или прочитанных книг, дети разыгрывают в воображаемом плане различные путешествия, приключения любимых героев, некоторые события, почти не совершая внешних действий. Так на основе внешней игры складывается идеальная игра «игра воображения».
Дидактическая игра способствует развитию познавательных интересов и познавательной активности. Появляются новые способы усвоения знаний, перестраивается аналитико-синтетическая деятельность. По мнению З.М. Богуславской под влиянием дидактической игры ребенок дошкольник переходит от развернутых внешних действий с предметами к действиям в уме, в плане представлений
В тесной связи в развитии образного мышления в игре формируется способность руководствоваться при выполнении системы действий определенными умственными образами, представлениями. В процессе игры ребенок приобретает возможность совершать такие действия не только под влиянием непосредственно воспринимаемой ситуации, но и соответственно, имеющемуся замыслу, игровым правилам. Л. С. Выготский подчеркивал важное значение игры для развития произвольности детского поведения. Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выгодский). В игре ребенок всегда выше своего обычного повседневного поведения. Он в игре как бы на голову выше самого себя, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается совершить прыжок над уровнем своего обычного поведения.
А.И. Сикорский отмечал, что роль игры в умственном развитии и воспитании детей: «За исключением сна и времени, потраченного на неприятные чувства, все остальное время здоровый ребенок обыкновенно употребляет на умственную работу, которая у него состоит из наблюдений, игр и забав». Главным пособием или орудием умственного развития в дошкольном детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Дидактические игры играют важную роль в воспитании и психическом развитии детей. Эти игры специально разрабатываются в разных педагогических целях, например, в целях сенсорного развития, в целях передачи знаний об окружающем, а так же в целях развития мышления. Главным является то, что дидактические игры выступают необходимым средством для формирования у детей дошкольного возраста логического мышления. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Дети овладевают признаками предмета, учатся классифицировать, сравнивать, обобщать, то дидактическая игра способствует становлению дидактических операций. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, операций логического мышления, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Другое о педагогике:
Тембровый слух. Ощущение фонизма
По тембрам отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные или на разных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте разными способами, штрихами. Тембр определяется материалом, формой вибратора, условиями его колебаний, резонатором, акустикой помещения. В характеристике те ...
Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной
группе
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррек ...
Телекоммуникационный проект и его использование
в учебном процессе Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Телекоммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащ ...