Теория экологической этики. Ценности

Страница 1

Ценности природы — это субъективная оценка ее значения, качества. Природа обладает массой ценностей. Некоторые из них полезны для человека и могут оцениваться экономически, в деньгах. Такие ценности называются экономическими, к ним относится хозяйственная ценность природы. Другие ценности очень трудно или невозможно оценить экономическим путем. Такие ценности природы называются неэкономическими. К ним можно отнести эстетическую, экологическую, научную, религиозную и другие ценности природы. Все эти ценности в той или иной степени полезны для человека. Но есть ценность природы, которая бесполезна для человека и полезна только для самой природы. Такая ценность называется внутренней, самостоятельной ценностью или самоценностью. Внутренней ценностью обладают все живые существа, а также экосистемы (участки дикой природы). Можно сказать, что белка, ландыш, кит существуют сами для себя, как цель для себя, а не только как средство для достижений целей человека. Жизнь человека так же дорога человеку, как жизнь кита — киту. Можно предположить, что цель всех живых существ, видов существ и экосистем, имеющих внутреннюю ценность, заключается в сохранении жизни, в продлении существования или в их собственном счастье. Поэтому они имеют моральное право на жизнь, свободу, защиту от страданий по вине человека и др.

В Декларации Земли, принятой в 2000 году международной комиссией по Декларации Земли сказано: « .все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от той пользы, которую она представляет для человечества». А в Новой Зеландии, в принятом в 1991 г. Законе «Об управлении природными ресурсами» защита внутренней ценности природы впервые в мире получила законодательную основу.

С позиции экологической этики все живые существа имеют одинаковую внутреннюю ценность. Наличие только одной внутренней ценности — достаточное экоэтическое основание для охраны дикой и окультуренной природы.

К сожалению, в современной жизни не ценится не только внутренняя ценность природы, но даже и внутренняя ценность самих людей. На 3 Международном симпозиуме по биоэтике (Киев, 2004) ученый из Албании привел пример, как в современных албанских селах крестьяне вызывают ветеринаров к заболевшим коровам и свиньям (так как те имеют экономическую ценность), но не приглашают докторов, когда заболевают престарелые родители этих крестьян (так как они уже немощны и никакой экономической ценности не представляют). При этом внутренняя ценность стариков (то, что они ценны сами по себе) в расчет не берется.

Американский экофилософ Холмс Ролстон III, внесший наибольший вклад в разработку теории ценностей природы, выделяет около 20 различных ценностей. Давайте назовем наиболее известные из них, взяв за пример березовую рощу.

Различные ценности березовой рощи.

Экономические ценности.

Хозяйственная ценность.

Хозяйственную ценность березовой рощи легко представить в виде оценки древесины, которую можно использовать при производстве фанеры или в виде дров для печки.

Неэкономические ценности.

Эстетическая ценность.

Березовая роща считается одной из самых красивых среди различных лесных формирований. Березовую рощу рисовали многие художники, к примеру, Левитан.

Духовная ценность.

Березы являются одним из самых любимых у славянских и других народов деревьев, и воспеваются в их поэзии. В русской поэзии — береза самое любимое дерево. Хакасы относили березу к числу почитаемых, «чистых» деревьев. На Семик на Руси пели:

Радуйтесь, березы,

Радуйтесь, зеленые,

К вам девушки идут,

К вам красные,

К вам пироги несут,

Лепешки, яичницы.

Религиозная ценность.

Многие народы почитали березы, считали их священными деревьями и в березовые рощи шли молиться. Так, североамериканские индейцы относились к березе с большим почтением и считали ее особым даром Великого Духа. Удмурты почитали отдельно стоящие в поле большие березы, их запрещалось рубить, под ними молились. У них бытовал обряд «Иммала ветлон», в основе которого был культ березы.

Экологическая ценность.

Березовая роща — это не просто склад дров, стоящих вертикально, как думают некоторые хозяйственники или лесники, а очень сложная экосистема, где находят себе дом тысячи и миллионы живых существ. Березовая роща ослабляет жаркие ветра, дает влагу родникам и речкам, смягчает климат.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Краеведение в школе
Важная составляющая системы исторического краеведения в школе -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний: Мой дом. Родословная семьи; Родная школа. Ее история и традиции; Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; История район ...

Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу проекта «Первые шаги в математику»
Сохранение количества и величины. Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, ме ...

Урок - драматизация на основе сказки
Осветив теоретическую часть вопроса о драматизации на уроках английского языка у младших школьников, ознакомимся с практической, на основе приведенного ниже плана – конспекта урока – драматизации на тему "The Guest in the Forest" (отрывок) на основе сценария «The Guest in the Forest» Андр ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru