Игра, как игровая деятельность

внимание игра познавательный урок

Классический анализ психологии игры, традиционно имеет своим объектом игровую деятельность детей в соответствующем их периоде, т.е. игра и есть ничто иное, как игровая деятельность у детей. В своих работах игра – тренинг А.Е. Ливанова, считает, что практически не маловажную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, у детей с организацией психологического и физического отдыха .

Сам термин «игра» соответствует таким понятиям, как шутка и смех, легкость и удовольствие, что указывает соответственно на процесс положительных эмоций. Педагоги С.Н. Лысенкова, Г.В. Буковская отмечают, что «основной формой развития сверхсознания на ранних стадиях онтогенеза служит игровая деятельность, требующая развития фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в постижении детьми окружающего мира» .

. Саму идею в необходимости «прописать» всю жизнь ребенка игрой высказал А.С. Макаренко что если, рассматривая игровую деятельность, как ведущий вид деятельности, он отметил, что она удовлетворяет все потребности ребенка: стремлению к активному участию в жизни взрослых, самостоятельности, в активном достижении и др.

На основе игровой деятельности у детей формируются психологические новообразования. Это, прежде всего воображение и символическая функция осознания, которые позволяют детям производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняется и игровая деятельность, ее игровые действия, игрушки.

Игровые действия, способ проявления активности у детей во время игровой деятельности: опустить руку в «чудесный мешок», нащупать предмет, описать его.

Игрушка, специально изготовленный предмет, предназначенный для обеспечения игровой деятельности.

Все вместе взятые эти компоненты помогают в реализации игровой деятельности детей самого раннего возраста и более старшего дошкольного периода. В специально созданных взрослыми играх и являясь самой важной, для всего периода детства, деятельность игровой формы с одной стороны становится самостоятельной, а с другой необходимой воздействия со стороны взрослого. Исследователи утверждают о том, что при тактичном педагогически целесообразном руководстве игровая деятельность способствует кругозору ребенка, развитии упрочнения его интересов.

В своих трудах С.Л. Козлова и Т.А. Куликова, опираясь на Д.Б. Эльконина, отмечают, что в качестве центрального и характерного момента деятельности, воспроизводимым ребенком, и отношений между взрослыми является и само содержание игры .

В зависимости от возраста детей меняется и игровая деятельность, в которую включено само содержание игры. Отсюда вытекает, что игровая деятельность имеет в своей структуре основные компоненты: содержание игры, игровые действия, игрушку. Все они взаимосвязаны, и не могут «обходиться друг без друга».

Именно в недрах игровой деятельности зарождаются и развиваются другие виды деятельности, такие как учебная, трудовая и др.

Игровая деятельность – это здоровый образ детей, который так необходим им в школьной жизни при психических перегрузках. Переутомляемость и перенапряжение вот то, что испытывают сейчас дети. Игровые действия в процесс любого урока, даже на пять минут дают детям большую энергию в продолжении всего дня, что подразумевается под игровыми действиями детей – свободные движения и т.д.

Различные игры способны поднять творческую активность, пробудить фантазию, развить потребность в любознательности и одновременно происходят игровые действия, исходя из этого, одна и та же игра может иметь несколько функций, т.е. одни и те же игровые действия могут выступать, имея различные функции:

а) обучающая – развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др;

б) развлекательная – создание благоприятной атмосферы на уроках, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

в) коммуникативная - объединение коллектива класса учениками, установление эмоциональных контактов;

г) релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на уроках;

д) психотехническая – формирование навыков подготовки физиологического состояния для более эффективной деятельности.

При проведении игр также надо учитывать еще не маловажный факт, что в игровой деятельности возрастные группы детей разные, и их игровая деятельность имеет различный уровень игровых действий.

Опираясь на труды С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, по их схематичному содержанию игровой деятельности в научных трудах для детей дошкольного периода можно сделать в виде таблицы: игровая периодизация.

Группа

Игровая деятельность

Цель обучающих задач

Дети раннего и младшего дошкольного возраста

Просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отгадывать по звукоподражанию кто как кричит (кошка, собака и т.д.) узнать и назвать предмет.

Развитие психологических процессов: память, внимание, подражание, развитие предпосылок, целенаправленности на выявление специфических свойств предметов и их

Дети среднего дошкольного возраста

Предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых моментов; имитационные движения с воссозданием образа, поочередность действия.

Установление причинно – следственной связи между предметами и действиями, между различными явлениями. Условно- игровую цель, т.е. развивать содержание игры, стимулировать к использованию предметных заменителей.

Дети старшего школьного возраста

Преобладание действий умственного характера: проявление наблюдательности, сравнение. Классификация предметов и явлений по тем или иным признакам.

Активизация умственных способностей, уточнение и формирование анализа предметов и действий, усиление целенаправленности, умение находить новые комбинации, способы комбинировать различные элементы, развивать пространственное представление и воображение.

Дети подготовительного дошкольного возраста

Действия более целенаправленного умственного характера; игровые моменты взаимосвязаны с обучающими играми; принцип действия обследования, обогащения (предметного) назначения вещей; дети играют более самостоятельно, возрастает потребность как игра – учеба, игра – труд.

Формирование осознанного отношения к творческой деятельности, стремление к исследовательско-поисковой деятельности, планомерное целенаправленное воздействие на обучающую деятельность, формирование познавательных интересов. Анализ различных событий, явлений, делать умозаключение, в предвиденье дальнейших действий.


Другое о педагогике:

Цели и задачи воспитания по Зеньковскому
В педагогике вопрос о цели воспитания является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считает, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.» По мысли философа «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, ...

Деятельностная трактовка выбора
Суть деятельностной трактовки выбора (исходит из А.Н. Леонтьевского подхода) состоит в том, что «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане, и сохраняет в себе ее структуру, хоть и в свернутом виде. Для Д.А.Леонтьева и Н.В. П ...

Виды и особенности использования игровых методов обучения
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспальк ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru