Причины номинативной деятельности ребёнка

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Причины номинативной деятельности ребёнка

Страница 1

Познавая окружающий мир, ребёнок овладевает языком, знакомится с традиционным наименованием вещей, соотносит мир вещей и слов. Мир предметов для ребёнка гораздо шире мира слов. Пытаясь выразить свои мысли, чувства, ребёнок вынужден прибегать к словотворчеству, т.к. его словарный запас ограничен.

Со временем словотворчество детей угасает. Это происходит к семи - восьми годам. "В это время, - пишет профессор А.Н. Гвоздев, - ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления". Следовательно, период словотворчества остаётся позади. Об этом же говорит и К.И. Чуковский: "К восьмилетнему возрасту у ребёнка такое изощрённое чутьё языка притупляется. Но отсюда не следует, что его речевое развитие в какой бы то ни было мере терпит при этом ущерб. Напротив: лишившись недавней способности создавать те своеобразные словесные формы, он сторицей возмещает утрату новыми ценными качествами своего языкового развития".

Таким образом, период яркого словотворчества у детей - это возраст от двух до пяти лет, когда ребёнок, овладевая речью, проявляет себя в построении разных словообразовательных конструкций.

Заметим, что у двухлетних и трёхлетних детей такое сильное чутьё языка, что создаваемые ими слова не кажутся "калеками или уродами речи", а, напротив, очень метки, изящны, естественны: шиферёнок, задумыватель, мéрилка.

В своей книге "От двух до пяти" К. Чуковский пытается объяснить закономерности детской речи, упоминает о том, что "в уме ребёнка произведена чёткая классификация суффиксов по разрядам и рубрикам, которая и для созревшего ума представляла бы немалые трудности". Но если писатель пытается объяснить феномен детской речи посредством этимологии, то мы попытаемся рассмотреть данное языковое явление с точки зрения словообразования.

К. Чуковский говорит о том, что "в грамматике не соблюдается строгая логика" , наш язык настолько богат в области образования новых слов, что ребёнок "теряется".

Ещё Л.Н. Толстой говорил: "Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети".

Вспомним, что побуждает человека к созданию новообразований в речи. Е.А. Земская отмечает, что можно выделить пять функций словообразования:

собственно-номинативная функция: производная единица создаётся для наименования какой-то реалии, часто новой, или для переименования старой - предмета, действия, признака (космодром, лунник, луноход);

конструктивная функция: происходит свёртка пропозиции, упрощается синтаксическое построение речи (например, образование отглагольных существительных со значением отвлечённого действия: моржевание, куролешение);

компрессивная функция словообразования позволяет создавать разного рода сокращённые номинации (например, пятиэтажка - пятиэтажный дом);

экспрессивная функция словообразования: производное слово создаётся для выражения субъективного отношения говорящего, его оценки по отношению к тому, что именуется, или к адресату речи, его микромиру. Например, при помощи дериватов старушенция, здоровьишко человек выражает своё отношение к предмету и его оценку;

стилистическая функция словообразования позволяет использовать средства выражения, соответствующие той или иной сфере речи.

Предлагая функциональный подход к словообразованию, следует подчеркнуть два момента:

производные всех разновидностей выполняют номинативную функцию, так как являются словами, а любое слово именует;

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Технологии природоохранной деятельности
Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия «в работе самой природы». Это положение выражается в формуле «мы природе». Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или ...

Абсолютный и относительный слух
Феномен абсолютного слуха заключается в том, что человек может по одному звучанию ноты определить ее название и расположение (например – «ми малой октавы»), а также точно пропеть заданную ноту без предварительной настройки по инструменту или камертону. Носитель же относительного слуха такими способ ...

Обучение команд, поиск адекватных моделей
Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эфф ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru