Причины номинативной деятельности ребёнка

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Причины номинативной деятельности ребёнка

Страница 1

Познавая окружающий мир, ребёнок овладевает языком, знакомится с традиционным наименованием вещей, соотносит мир вещей и слов. Мир предметов для ребёнка гораздо шире мира слов. Пытаясь выразить свои мысли, чувства, ребёнок вынужден прибегать к словотворчеству, т.к. его словарный запас ограничен.

Со временем словотворчество детей угасает. Это происходит к семи - восьми годам. "В это время, - пишет профессор А.Н. Гвоздев, - ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления". Следовательно, период словотворчества остаётся позади. Об этом же говорит и К.И. Чуковский: "К восьмилетнему возрасту у ребёнка такое изощрённое чутьё языка притупляется. Но отсюда не следует, что его речевое развитие в какой бы то ни было мере терпит при этом ущерб. Напротив: лишившись недавней способности создавать те своеобразные словесные формы, он сторицей возмещает утрату новыми ценными качествами своего языкового развития".

Таким образом, период яркого словотворчества у детей - это возраст от двух до пяти лет, когда ребёнок, овладевая речью, проявляет себя в построении разных словообразовательных конструкций.

Заметим, что у двухлетних и трёхлетних детей такое сильное чутьё языка, что создаваемые ими слова не кажутся "калеками или уродами речи", а, напротив, очень метки, изящны, естественны: шиферёнок, задумыватель, мéрилка.

В своей книге "От двух до пяти" К. Чуковский пытается объяснить закономерности детской речи, упоминает о том, что "в уме ребёнка произведена чёткая классификация суффиксов по разрядам и рубрикам, которая и для созревшего ума представляла бы немалые трудности". Но если писатель пытается объяснить феномен детской речи посредством этимологии, то мы попытаемся рассмотреть данное языковое явление с точки зрения словообразования.

К. Чуковский говорит о том, что "в грамматике не соблюдается строгая логика" , наш язык настолько богат в области образования новых слов, что ребёнок "теряется".

Ещё Л.Н. Толстой говорил: "Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети".

Вспомним, что побуждает человека к созданию новообразований в речи. Е.А. Земская отмечает, что можно выделить пять функций словообразования:

собственно-номинативная функция: производная единица создаётся для наименования какой-то реалии, часто новой, или для переименования старой - предмета, действия, признака (космодром, лунник, луноход);

конструктивная функция: происходит свёртка пропозиции, упрощается синтаксическое построение речи (например, образование отглагольных существительных со значением отвлечённого действия: моржевание, куролешение);

компрессивная функция словообразования позволяет создавать разного рода сокращённые номинации (например, пятиэтажка - пятиэтажный дом);

экспрессивная функция словообразования: производное слово создаётся для выражения субъективного отношения говорящего, его оценки по отношению к тому, что именуется, или к адресату речи, его микромиру. Например, при помощи дериватов старушенция, здоровьишко человек выражает своё отношение к предмету и его оценку;

стилистическая функция словообразования позволяет использовать средства выражения, соответствующие той или иной сфере речи.

Предлагая функциональный подход к словообразованию, следует подчеркнуть два момента:

производные всех разновидностей выполняют номинативную функцию, так как являются словами, а любое слово именует;

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Литература и поэзия на уроках в ДШИ
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств. Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосв ...

Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...

Технология воспитательной работы с детьми группы риска
Опыт работы в учреждениях социальной и психолого - педагогической поддержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а психолого-педагогические. Дети, живущие в таких учреждениях, будут копировать в своей будущей жизни ту модель, какую они видят каждодн ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru