Причины номинативной деятельности ребёнка

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Причины номинативной деятельности ребёнка

Страница 3

К.И. Чуковский был совершено прав, когда, анализируя удивительный феномен детского сочинительства, утверждал, что мы кажемся ребёнку законодателями, нарушающими свои собственные законы, - дети не виноваты в том, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наш язык был устроен более простым способом, не было бы пространства для детского слово - и формотворчества.

Мы с детства усваиваем вместе со словами родного языка действующие в языке законы построения слов. Секрет языка, облегчающий пользование им, избавляющий человека от запоминания многих тысяч слов, состоит в том, что лишь часть (меньшая по объёму) словарного состава языка требует такого запоминания. Эти лексемы, которые существуют в языке как готовые единицы, являются наиболее употребительными, известными каждому (дом, стол, сын, вода, земля и т.д.). Языковеды называют подобные формы простыми, в отличие от слов производных ("сделанных" в языке). Сравнив слова домик, столик, сынок, водичка, землица с приведёнными выше, мы увидим, что они связаны с единицами первой группы, основываются на них, являются по отношению к ним вторичными. "Значение производных слов определяется значением слов простых. Оно мотивировано ими, подобно тому, как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов" . Значение слов столик и домик является мотивированным, определяется значением слов стол, дом и значением суффикса - ик - (уменьшительность), подобно тому, как "значение глагола приводить определяется значением слова водить и приставки при-, означающей приближение".

Ребёнок, подражая речи взрослых, понимает это очень быстро и примерно на втором году жизни активно вступает в словообразовательный процесс. Проблема в том, что ребёнок не знает значения всех словообразовательных морфем, правил соединения основы слова с аффиксами. Отсюда и "детские казусы" в речи. Хотя выводы относительно речи ребёнок делает правильно и старается говорить "по-взрослому", строит слова из известных морфем. Он старается понять значение незнакомых слов и назвать явления действительности соответственно законам русского словообразования, демонстрирует расчленённый характер семантики производного слова, при котором некоторые элементы смысла выражаются некоторыми элементами формы. Но ребёнок берёт уже имеющиеся в языке "стройматериалы", а не придумывает собственные.

Детские новообразования можно разделить на несколько групп в зависимости от того, каким способом образовано слово и чем мотивирует ребенок это словообразование. К основным причинам словотворчества можно отнести:

стремление образовать дериват - синоним к непроизводному слову;

желание актуализировать значение производного слова при помощи замены аффикса или добавления новой морфемы;

попытку восстановить внутреннюю форму слова, что часто проявляется в смене ранга мотивирующих сем;

обозначение нового для ребёнка внеязыкового содержания;

незнание формальных ограничений языковой системы и, как следствие, смешение синонимичных морфем.

словообразование детская речь неологизм

Все зафиксированные нами детские новообразования условно можно разделить на пять групп в зависимости от тех причин, на основании которых ребёнок создаёт тот или иной неологизм.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и б ...

Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками
Обобщая результаты экспериментальных исследований по апробации методов освоения русского музыкально-поэтического фольклора в процессе элементарного музицирования в 1 классе, мы пришли к следующим выводам: На начальном этапе обучения развитие творческих способностей к музыке учащихся ЭК не шло быстр ...

Мотивация учебно-производственной деятельности учащихся
Мотивация доступна наблюдению мастеру п/о. Ее довольно легко обнаружить по отношению учащегося к учению и труду. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения мотивационного состояния учащихся на уроке п/о по следующим признакам: 1. Характер деятельности учащихся в проце ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru