Причины номинативной деятельности ребёнка

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Причины номинативной деятельности ребёнка

Страница 3

К.И. Чуковский был совершено прав, когда, анализируя удивительный феномен детского сочинительства, утверждал, что мы кажемся ребёнку законодателями, нарушающими свои собственные законы, - дети не виноваты в том, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наш язык был устроен более простым способом, не было бы пространства для детского слово - и формотворчества.

Мы с детства усваиваем вместе со словами родного языка действующие в языке законы построения слов. Секрет языка, облегчающий пользование им, избавляющий человека от запоминания многих тысяч слов, состоит в том, что лишь часть (меньшая по объёму) словарного состава языка требует такого запоминания. Эти лексемы, которые существуют в языке как готовые единицы, являются наиболее употребительными, известными каждому (дом, стол, сын, вода, земля и т.д.). Языковеды называют подобные формы простыми, в отличие от слов производных ("сделанных" в языке). Сравнив слова домик, столик, сынок, водичка, землица с приведёнными выше, мы увидим, что они связаны с единицами первой группы, основываются на них, являются по отношению к ним вторичными. "Значение производных слов определяется значением слов простых. Оно мотивировано ими, подобно тому, как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов" . Значение слов столик и домик является мотивированным, определяется значением слов стол, дом и значением суффикса - ик - (уменьшительность), подобно тому, как "значение глагола приводить определяется значением слова водить и приставки при-, означающей приближение".

Ребёнок, подражая речи взрослых, понимает это очень быстро и примерно на втором году жизни активно вступает в словообразовательный процесс. Проблема в том, что ребёнок не знает значения всех словообразовательных морфем, правил соединения основы слова с аффиксами. Отсюда и "детские казусы" в речи. Хотя выводы относительно речи ребёнок делает правильно и старается говорить "по-взрослому", строит слова из известных морфем. Он старается понять значение незнакомых слов и назвать явления действительности соответственно законам русского словообразования, демонстрирует расчленённый характер семантики производного слова, при котором некоторые элементы смысла выражаются некоторыми элементами формы. Но ребёнок берёт уже имеющиеся в языке "стройматериалы", а не придумывает собственные.

Детские новообразования можно разделить на несколько групп в зависимости от того, каким способом образовано слово и чем мотивирует ребенок это словообразование. К основным причинам словотворчества можно отнести:

стремление образовать дериват - синоним к непроизводному слову;

желание актуализировать значение производного слова при помощи замены аффикса или добавления новой морфемы;

попытку восстановить внутреннюю форму слова, что часто проявляется в смене ранга мотивирующих сем;

обозначение нового для ребёнка внеязыкового содержания;

незнание формальных ограничений языковой системы и, как следствие, смешение синонимичных морфем.

словообразование детская речь неологизм

Все зафиксированные нами детские новообразования условно можно разделить на пять групп в зависимости от тех причин, на основании которых ребёнок создаёт тот или иной неологизм.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

Принципы и содержание современного высшего гуманитарного образования
В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предм ...

Анализ и интерпретация полученных данных
Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенк ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru