Причины номинативной деятельности ребёнка

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Причины номинативной деятельности ребёнка

Страница 2

в акте коммуникации некоторые производные могут выполнять одновременно не одну функцию. "Например, персональное дело - персоналка - говорящий порождает однословную номинацию взамен словосочетания, то есть создаёт более удобный и краткий способ выражения, присущий разговорной речи".

Нетрудно заметить, что многие слова в языке ребёнка являются производными: лампочница от слова лампочка, мышак от слова мышь, скакада от слова скакать, есть даже слова, произведенные от несуществующих слов. Например, заблохлый от слова заблохеть, а заблохеть от известного русскому языку слова блоха. Мы можем наблюдать, что ребёнок умеет сочетать слово непроизводное и словообразовательные аффиксы, т.е. подсознательно имеет представление о том, что слово может быть производным.

Производное слово отличается от непроизводного тем, что оно по форме и смыслу связано с другим словом современного языка, которое по отношению к нему является производящим. Формальная видимость производного слова заключается в том, что его основа равняется основе производящего слова с присоединённым к ней формантом, а семантическая видимость состоит в том, что значение производного слова вбирает в себя значение слова, от которого оно произведено. Последнее проявляется в том, что производное слово может быть объяснено через производящее: нарукавник - это что-то, помещающееся на рукаве. Поэтому при составлении картотеки мы столкнулись с тем, что ребёнок назвал ошейник нашейником, "потому что его собаке на шею надевают". И это не случайно: "один мальчик понял слово накомарник как "что-то надеваемое на комара" и после долгого размышления предположил, что это "наверное, сачок, чтобы ловить комаров". Когда ему объяснили, что это такое, он был очень удивлён и предложил переименовать его в откомарник" .

Затрудняет процесс определения семантики незнакомого слова наличие уникальных формантов. В таких случаях нет возможности провести аналогии, опираясь на словообразовательный механизм современного языка: таковы пары козёл - коза, король - королева, поскольку "ни - ёл-, ни - ев - не встречаются в других словах". Ребёнок постоянно исходит из предположения, что должна существовать симметрия формальной и семантической структур слова. Практически всем словам (за редкими исключениями), которые конструируются самими детьми, такая симметрия действительно свойственна (одуванчик - обдуванчик), т.к. ребёнок ищет производное слово - соответствие для любой непонятной для него речевой единицы.

В 1951 году, обращаясь к матерям и призывая их быть внимательнее к речи собственных детей, К.И. Чуковский писал: "Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас - как оптовый склад таких готовых форм, "магазин готового платья". А у детей - это мастерская - всё мерится и шьётся, творится каждую минуту сначала, - все - вдохновение и творчество". Ему удалось вовлечь многих в увлекательную работу по сбору детских речевых инноваций.

Дэн Слобин, известный исследователь детской речи, называл словесные инновации русских детей "маленьким чудом русской речи" (цитируется по ). В самом деле, любой ребёнок, овладевающий русским языком, сочиняет большое количество новых слов и непривычных для нашего слуха новых форм уже существующих слов. Выражаясь языком современной лингвистики, русские дети отличаются особой лингвокреативностью. Связана ли эта лингвокреативность с особенностями их психической деятельности или со спецификой усваиваемого ими родного языка?

Причина кроется в особенностях языка. Русский язык, в отличие от английского или немецкого, характеризуется системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами. При этом дело не в количестве правил, а в сложности и противоречивости устройства самого языкового механизма: существует многоэтапная и не всегда в достаточной степени предсказуемая система переходов от общих правил к частным, от частных к единичным (исключениям).

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

От осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии
С начала ХХ столетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национал ...

Анализ учебно-программной документации по подготовке дизайнеров интерьера
Специальность 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн). Специализация 030502.04 – Дизайн интерьера. Дисциплина – формообразование (дисциплина по специальности). Курс дисциплины «Формообразование» предназначен для освоения студентами основных закономерностей плоскостной объёмной и пространстве ...

Физические качества
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ( ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru