Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Педагогическая теория » Методический анализ темы "Сочетание плоскостной, объемной и пространственной композиции в одной композиции" » Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Страница 3

III. Введение в пространственную композицию

1. Пространственную композицию отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Такая композиция строится на основе сопоставления в пространстве разных пластических форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем.

2. Виды пространственной композиции:

2.1 Фронтальная пространственная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди, таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции.

2.2 Объёмно-пространственная композиция характеризуется развитием пространственных элементов в трёх координатных направлениях, при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках – сопоставимо с развитием в ширину и высоту.

2.3 Глубинно-пространственная композиция характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет её важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство.

IV. Симметрия – соотношение между элементами, фигурами, которые повторяются и уравновешивают друг друга.

1.1 Виды симметрии:

- Зеркальная (осевая) симметрия – возникает при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Наивысшей степенью симметрии обладает шар.

- Абсолютная (жесткая) симметрия – характерна для неживой природы (кристаллы, минералы, снежинки и т. д.).

- Неполная симметрия – характерна для органической природы, для живых организмов (строение человека).

V. Асимметрия

Асимметрия – нарушение (отсутствие) симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности образа изделия или сооружения. В асимметричных композициях, равновесие достигается путем приближения более легких форм к краю картинной плоскости.

VI. Средства гармонизации.

1. Симметрия и асимметрия – характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируется правая и левая части изображения целого, акцентирует центр и воображаемую ось вращения. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставлении.

Асимметрия не нарушает, сохраняет ориентацию относительно оси, но при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамичное начало.

2. Нюанс и контраст – указывают на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру; нюанс смягчает, дополняет контраст.

3. Метр и ритм – характеризуют движение. В процессе создания изображения иногда возникает задача размещения большого числа сходных по форме элементов. Необходимо выбрать определенную закономерность в размещении повторяющихся элементов, которая могла бы объединить их в единый ансамбль. Метрическая повторность, или метр, основана на равномерном чередовании одного или нескольких элементов. При большом числе графических элементов метр приводит к монотонии, затрудняет обнаружение одного или нескольких требуемых элементов, информация о которых необходима в данный момент наблюдателю. Более интересные композиционные возможности дает другой вид повторности - ритм. В дополнении к простому метру, который обычно сопровождает ритмические чередования, ритм предполагает также закономерное изменение некоторых характеристик: расстояний между элементами, их числа в группах, формы или размеров элементов и т.д. Промежутки между элементами играют ту же роль, что и паузы в музыке. Если кроме пауз ввести АКЦЕНТ, то есть усиление некоторых определенных элементов, то это сделает ритм еще более четким. Ритмическое повторение осуществляется легче, если число элементов в ряду нечетно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Использование логоритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с ОНР
Исследования Г. Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что: 1. Моторика детей с ОНР данного возраста значительно ниже возрастной группы, 89% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников; 2. Группа детей с ОНР в моторном плане неоднородна; ...

Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям
Л.А. Худякова систематизирует и описывает сочинения по картине в зависимости от жанра картины. Цель подобной систематизации у Худяковой Л.А. – показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картины. Натюрмортный жанрпредставляет широкие возможности для работы ...

Разрушающиеся пластмассы
Большинство пластмасс не разлагаются в окружающей среде, так как живые организмы – деструкторы (грибы и бактерии) не имеют ферментов, необходимых для их разрушения. Известны два важные вида разрушающихся пластмасс: 1.Биополимеры. Это высокомолекулярные соединения, которые производятся живыми органи ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru