Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Педагогическая теория » Методический анализ темы "Сочетание плоскостной, объемной и пространственной композиции в одной композиции" » Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Страница 3

III. Введение в пространственную композицию

1. Пространственную композицию отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Такая композиция строится на основе сопоставления в пространстве разных пластических форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем.

2. Виды пространственной композиции:

2.1 Фронтальная пространственная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди, таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции.

2.2 Объёмно-пространственная композиция характеризуется развитием пространственных элементов в трёх координатных направлениях, при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках – сопоставимо с развитием в ширину и высоту.

2.3 Глубинно-пространственная композиция характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет её важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство.

IV. Симметрия – соотношение между элементами, фигурами, которые повторяются и уравновешивают друг друга.

1.1 Виды симметрии:

- Зеркальная (осевая) симметрия – возникает при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Наивысшей степенью симметрии обладает шар.

- Абсолютная (жесткая) симметрия – характерна для неживой природы (кристаллы, минералы, снежинки и т. д.).

- Неполная симметрия – характерна для органической природы, для живых организмов (строение человека).

V. Асимметрия

Асимметрия – нарушение (отсутствие) симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности образа изделия или сооружения. В асимметричных композициях, равновесие достигается путем приближения более легких форм к краю картинной плоскости.

VI. Средства гармонизации.

1. Симметрия и асимметрия – характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируется правая и левая части изображения целого, акцентирует центр и воображаемую ось вращения. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставлении.

Асимметрия не нарушает, сохраняет ориентацию относительно оси, но при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамичное начало.

2. Нюанс и контраст – указывают на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру; нюанс смягчает, дополняет контраст.

3. Метр и ритм – характеризуют движение. В процессе создания изображения иногда возникает задача размещения большого числа сходных по форме элементов. Необходимо выбрать определенную закономерность в размещении повторяющихся элементов, которая могла бы объединить их в единый ансамбль. Метрическая повторность, или метр, основана на равномерном чередовании одного или нескольких элементов. При большом числе графических элементов метр приводит к монотонии, затрудняет обнаружение одного или нескольких требуемых элементов, информация о которых необходима в данный момент наблюдателю. Более интересные композиционные возможности дает другой вид повторности - ритм. В дополнении к простому метру, который обычно сопровождает ритмические чередования, ритм предполагает также закономерное изменение некоторых характеристик: расстояний между элементами, их числа в группах, формы или размеров элементов и т.д. Промежутки между элементами играют ту же роль, что и паузы в музыке. Если кроме пауз ввести АКЦЕНТ, то есть усиление некоторых определенных элементов, то это сделает ритм еще более четким. Ритмическое повторение осуществляется легче, если число элементов в ряду нечетно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в строго определенной последовательности ее этапов. Анализируя литературу, посвященную методике формирования и развития проектных умений, можно выделить несколько основных этапов работы: 1. Работа на этапе предпроектн ...

Понятие нравственного воспитания
Современное толкование нравственности в словаре С.И. Ожегова таково: «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностн ...

Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Будучи профессором философии Киевского университета в 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни. Зеньковский утверждает, что человек никог ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru