Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Педагогическая теория » Методический анализ темы "Сочетание плоскостной, объемной и пространственной композиции в одной композиции" » Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Страница 3

III. Введение в пространственную композицию

1. Пространственную композицию отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Такая композиция строится на основе сопоставления в пространстве разных пластических форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем.

2. Виды пространственной композиции:

2.1 Фронтальная пространственная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди, таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции.

2.2 Объёмно-пространственная композиция характеризуется развитием пространственных элементов в трёх координатных направлениях, при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках – сопоставимо с развитием в ширину и высоту.

2.3 Глубинно-пространственная композиция характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет её важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство.

IV. Симметрия – соотношение между элементами, фигурами, которые повторяются и уравновешивают друг друга.

1.1 Виды симметрии:

- Зеркальная (осевая) симметрия – возникает при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Наивысшей степенью симметрии обладает шар.

- Абсолютная (жесткая) симметрия – характерна для неживой природы (кристаллы, минералы, снежинки и т. д.).

- Неполная симметрия – характерна для органической природы, для живых организмов (строение человека).

V. Асимметрия

Асимметрия – нарушение (отсутствие) симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности образа изделия или сооружения. В асимметричных композициях, равновесие достигается путем приближения более легких форм к краю картинной плоскости.

VI. Средства гармонизации.

1. Симметрия и асимметрия – характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируется правая и левая части изображения целого, акцентирует центр и воображаемую ось вращения. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставлении.

Асимметрия не нарушает, сохраняет ориентацию относительно оси, но при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамичное начало.

2. Нюанс и контраст – указывают на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру; нюанс смягчает, дополняет контраст.

3. Метр и ритм – характеризуют движение. В процессе создания изображения иногда возникает задача размещения большого числа сходных по форме элементов. Необходимо выбрать определенную закономерность в размещении повторяющихся элементов, которая могла бы объединить их в единый ансамбль. Метрическая повторность, или метр, основана на равномерном чередовании одного или нескольких элементов. При большом числе графических элементов метр приводит к монотонии, затрудняет обнаружение одного или нескольких требуемых элементов, информация о которых необходима в данный момент наблюдателю. Более интересные композиционные возможности дает другой вид повторности - ритм. В дополнении к простому метру, который обычно сопровождает ритмические чередования, ритм предполагает также закономерное изменение некоторых характеристик: расстояний между элементами, их числа в группах, формы или размеров элементов и т.д. Промежутки между элементами играют ту же роль, что и паузы в музыке. Если кроме пауз ввести АКЦЕНТ, то есть усиление некоторых определенных элементов, то это сделает ритм еще более четким. Ритмическое повторение осуществляется легче, если число элементов в ряду нечетно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...

Урок повторения
Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Проверку домашнего задания чаще всего учителя заключают в логику повторения как один из его моментов. Повторение и ...

Деятельностная трактовка выбора
Суть деятельностной трактовки выбора (исходит из А.Н. Леонтьевского подхода) состоит в том, что «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане, и сохраняет в себе ее структуру, хоть и в свернутом виде. Для Д.А.Леонтьева и Н.В. П ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru