Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Педагогическая теория » Методический анализ темы "Сочетание плоскостной, объемной и пространственной композиции в одной композиции" » Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме: «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции»

Страница 3

III. Введение в пространственную композицию

1. Пространственную композицию отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Такая композиция строится на основе сопоставления в пространстве разных пластических форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем.

2. Виды пространственной композиции:

2.1 Фронтальная пространственная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди, таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции.

2.2 Объёмно-пространственная композиция характеризуется развитием пространственных элементов в трёх координатных направлениях, при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках – сопоставимо с развитием в ширину и высоту.

2.3 Глубинно-пространственная композиция характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет её важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство.

IV. Симметрия – соотношение между элементами, фигурами, которые повторяются и уравновешивают друг друга.

1.1 Виды симметрии:

- Зеркальная (осевая) симметрия – возникает при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Наивысшей степенью симметрии обладает шар.

- Абсолютная (жесткая) симметрия – характерна для неживой природы (кристаллы, минералы, снежинки и т. д.).

- Неполная симметрия – характерна для органической природы, для живых организмов (строение человека).

V. Асимметрия

Асимметрия – нарушение (отсутствие) симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности образа изделия или сооружения. В асимметричных композициях, равновесие достигается путем приближения более легких форм к краю картинной плоскости.

VI. Средства гармонизации.

1. Симметрия и асимметрия – характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируется правая и левая части изображения целого, акцентирует центр и воображаемую ось вращения. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставлении.

Асимметрия не нарушает, сохраняет ориентацию относительно оси, но при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамичное начало.

2. Нюанс и контраст – указывают на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру; нюанс смягчает, дополняет контраст.

3. Метр и ритм – характеризуют движение. В процессе создания изображения иногда возникает задача размещения большого числа сходных по форме элементов. Необходимо выбрать определенную закономерность в размещении повторяющихся элементов, которая могла бы объединить их в единый ансамбль. Метрическая повторность, или метр, основана на равномерном чередовании одного или нескольких элементов. При большом числе графических элементов метр приводит к монотонии, затрудняет обнаружение одного или нескольких требуемых элементов, информация о которых необходима в данный момент наблюдателю. Более интересные композиционные возможности дает другой вид повторности - ритм. В дополнении к простому метру, который обычно сопровождает ритмические чередования, ритм предполагает также закономерное изменение некоторых характеристик: расстояний между элементами, их числа в группах, формы или размеров элементов и т.д. Промежутки между элементами играют ту же роль, что и паузы в музыке. Если кроме пауз ввести АКЦЕНТ, то есть усиление некоторых определенных элементов, то это сделает ритм еще более четким. Ритмическое повторение осуществляется легче, если число элементов в ряду нечетно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Технологии получения научной информации о мире природы
Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в школьном образовании. Методики их освоения, как правило, отработаны и педагоги их активно используют. Одним из наиболее популярных среди школьников видов деятельности является коллекционирование. Это естественное, ...

Расчет сметной стоимости проекта
Целью данного раздела является определение сметной стоимости разработки проекта «Разработка элементов УМК дисциплины «Формообразование». Сметная стоимость разработки проекта – это общая сумма затрат на его выполнение. Основные задачи: рассчитать общую сумму расходов по следующим калькуляционным ста ...

Создание Web – сайта проекта
Создание Web-сайта – один из важнейших модулей программы. На этом этапе происходит обобщение и систематизация материалов, собранных во время работы над проектом. Возможны различные по форме, предназначению и содержанию Web -сайты: Web - сайт проекта и Web -сайт, сделанный учащимися. При создании We ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru