Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Педагогическая теория » Формирование мотивации у детей с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Страница 5

После проведения экспериментального обучения появилась также статистически значимая связь уровня учебной мотивации с успешностью обучения учащихся. К концу шестого класса коэффициент корреляции между этими показателями составил Р = 0,62 (значим на 1-процентном уровне). В то же время эта связь не наблюдалась в пятом классе (коэффициент корреляции составляет Р = 0,28; статистически незначим). Следовательно, успешность способствует развитию учебной мотивации лишь при определенных условиях построения обучения (реализованных е ходе формирующего эксперимента).

Таким образом, анализ данных эксперимента дает основание для оптимистического вывода о том, что специальная коррекционная работа оказывает существенное влияние на развитие мотивационной сферы ребенка. Можно говорить о том, что более высокие результаты развития учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, обусловлены изменениями в условиях их учебно-воспитательного процесса. Определенное значение имеет и повышение успешности обучения, тесного взаимодействия всего педагогического коллектива.

Проследим изменения учебной мотивации от начала эксперимента (5 класс) к его концу (6 класс). В таблице 4 приведены данные применения анкеты "Учебные мотивы".

Из таблицы видно, что у учащихся пятых классов самое большое число выборов приходится на узколичный мотив ("Учусь, чтобы больше зарабатывать денег" — 65%), на втором месте — учебно-познавательный мотив ("Учусь потому, что хочу больше знать") и мотив самоопределения ("Учусь, чтобы потом хорошо работать" — по 60%), на третьем месте — мотив долга и ответственности перед родителями ("Учусь, чтобы доставить радость родителям" — 55%). К шестому классу первое место начинают занимать учебно-познавательный мотив ("Учусь потому, что хочу больше знать") и мотив самоопределения ("Учусь, чтобы потом хорошо работать" — по 90%). Узколичный мотив, который ранее был на первом месте, переходит на третье. К шестому классу растет число указаний на мотивы, связанные с содержанием учения ("Учусь потому, что на уроке интересно": пятый класс — 40%, шестой класс — 60%).

Рассмотрим результаты учащихся экспериментального класса по полупроективной методике "Закончи предложение" (табл. 5).

Распределив ответы каждого ученика по группам, на основании количественного сравнения можно определить, какая направленность преобладает у данного ребенка, чего он ожидает от учебной деятельности.

По результатам применения первой части методики "Отношение к учебной деятельности" легко обнаруживается мотив благополучия и прежде всего — получения хорошей отметки (5 класс — 40%, 6 класс —50%).

Вторая часть методики раскрывает смысл, который имеет для ребенка получение хорошей оценки. По ответам учащихся на задания второй части методики можно судить о том, что побуждает и направляет учебную деятельность младших подростков.

Как в пятом, так и в шестом классах сильным побуждающим фактором является чувство долга перед родителями. Соответствующие ответы занимают первое место как у пятиклассников (70%), так и у шестиклассников (65%).

Значимость этого фактора подтверждается результатами четвертой части данной методики: получение плохой отметки огорчает подростков по этим же причинам. В пятых классах этот мотив делит первое место с мотивом отношений со сверстниками. "Плохая отметка меня огорчает, так как не могу порадовать родителей" (40%). "Плохая оценка меня огорчает, так как товарищи будут смеяться" (40%). В шестом классе этот же мотив делит первое место с познавательным мотивом: "Плохая оценка меня огорчает, так как не могу порадовать родителей" (50%), "Плохая оценка меня огорчает, так как плохо знаю учебный материал" (50%).

Третья часть методики выявляет причины, по которым подросток с задержкой психического развития, по его мнению, не может учиться лучше. В пятых классах первое место занимает ответ: "У меня есть более интересные дела" (40%). В шестых классах на первом месте оказываются другие причины: "У меня есть более интересные дела" или: "Можно учиться плохо, а зарабатывать хорошо". Оба ответа выбрали 45% учащихся экспериментальной группы. На втором месте — "Я не успеваю работать вместе со всеми" (40%).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Из истории изучения детской речи
Детская речь изучается в настоящее время разными науками. Наиболее часто детскую речь выделяют в качестве объекта исследования психология, психолингвистика и лингвистика, используя при этом свои, специфические методы, концентрируя внимание на каком-либо одном аспекте этого сложного явления. Речь ак ...

Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...

Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru