Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Педагогическая теория » Формирование мотивации у детей с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Страница 4

При проведении занятий обеспечивалась дополнительная стимуляция, усиливающая основной мотив. В качестве дополнительных стимулов выступали: похвала взрослого, отражающая успехи ребенка на пути к достижению цели, соревновательный, престижный мотивы.

Большое внимание в индивидуальной коррекционно-развивающей работе отводилось игровому тренингу познавательных процессов школьников.

В программу были включены также упражнения, подготовленные учителями русского языка, математики, природоведения, истории и труда. Это обеспечивало связь дополнительных занятий с основным программным материалом и давало возможность актуализировать знания и умения по учебным предметам.

Занятия проводились один раз в неделю. Работа велась с малыми группами (по 4 — 5 детей). Схема построения занятия включала 3 — 4 фазы, каждая из которых содержала упражнения для развития способностей к осмыслению, запоминанию, обобщению материала, установлению связей между понятиями, выражению собственных мыслей. На заключительном этапе занятия проводилось общее обсуждение итогов работы с использованием элементов саморасслабления. На данном этапе участники занятия (игры) анализировали свои действия, учились адекватно оценивать собственные интеллектуальные ресурсы. Развитие познавательных процессов велось комплексно: в одно занятие включались игры, направленные на развитие разных психических процессов.

Необходимо также отметить, что формирование учебной мотивации ведется и в системе дополнительного образования. Одну из форм такого образования осуществляет школьная мастерская "Народные промыслы". Мастерская работает по трем направлениям — ткачество, лепка из глины, плетение из бересты. Имеются и другие направления народных ремесел и декоративно-прикладного творчества.

Результаты контрольного эксперимента

На завершающем этапе исследования было проведено обследование, проводившееся на констатирующем этапе. Были получены данные, которые характеризовали уровни развития познавательных процессов, успешности обучения и развития мотивации.

Исследование познавательных процессов в конце 6-го года обучения выявило значимые различия между результатами экспериментальной и контрольной групп (Тф-77; различие значимо на 5-процентном уровне).

Уровни развития познавательных процессов младших подростков с задержкой психического развития представлены в таблице 1.

По результатам, представленным в таблице, можно видеть, что низкие показатели в конце эксперимента отсутствуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Вместе с тем, изменения, произошедшие в экспериментальной группе, были значительно большими, чем у учащихся контрольной группы: количество школьников, показавших средний уровень развития познавательных процессов, было на 25% больше, чем в контрольном классе.

Проследим, как изменяется уровень успешности обучения в результате формирующего эксперимента.

Как видно из таблицы 2, экспериментальная группа показала несколько лучшую динамику успешности обучения по сравнению с контрольной. Так, если в экспериментальной группе 70% учащихся имеют средний уровень успешности обучения, то в контрольной — 60%. По Т-критерию Уайта различия существенны (Тф-60; значимо на 5-процентном уровне).

Уровень развития учебной мотивации

Центральным являлся вопрос об изменении учебной мотивации младших подростков с ЗПР. Динамика уровней учебной мотивации представлена в таблице 3.

В экспериментальных классах средне-низкий уровень показали только 15% учащихся. Число школьников со средним уровнем развития мотивации возросло до 85%. В контрольном классе также наблюдаются изменения, но они незначительны. Различия между экспериментальной и контрольной группами значимы на 5-процентом уровне (Тф-71,5).

Таким образом, по всем трем видам показателей — уровню развития познавательных процессов, успешности обучения и учебной мотивации — имеется закономерная разница в динамике между экспериментальной и контрольной группами. Поскольку до начала обучения соответствующие различия отсутствовали, можно сделать вывод о том, что они определяются коррекционной работой, проведенной в ходе психолого-педагогического эксперимента.

При обработке результатов эксперимента были применены методы корреляционного анализа. Этот анализ показал наличие значимых связей между мотивацией и развитием познавательных способностей учащихся. Наиболее тесная связь обнаруживается между суммарным показателем мотивации и суммарным показателем уровня развития познавательных процессов в конце шестого класса. В период обучения детей в пятом классе коэффициент корреляции между этими показателями составил Р = 0,46 (значим на 5-процентном уровне). В конце шестого класса он составил Р = 0,74 (значим на 0,1-процентном уровне).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Походы и экскурсии
Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагоги ...

Обучение команд, поиск адекватных моделей
Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эфф ...

Особенности нравственного воспитания у детей старшего подготовительного возраста
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru