В своей работе я опиралась на эти данные и на положение о значительных потенциальных возможностях подростков с ЗПР. Наличие значительных потенциальных возможностей умственного развития предполагает перспективность коррекционной работы по формированию учебной мотивации подростков с ЗПР. Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы сообщением детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов подростков и их творческой активности.
Организованный психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На этапе констатирующего эксперимента выявлялся наличный уровень развития учебной мотивации младших подростков с задержкой психического развития. Определялись также уровень развития познавательных процессов и степень успешности обучения.
На формирующем этапе для участвовавших в эксперименте школьников были введены индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом-психологом. Обеспечивалось тесное сотрудничество между учителями и педагогом-психологом, что позволило улучшить работу с программным материалом, помогло обеспечить коррекционно-развиваю-щую направленность учебного процесса.
Целью контрольного эксперимента явилось определение того, как повлияла коррекционно-развивающая работа на становление и развитие учебных мотивов у подростков с задержкой психического развития. На этом этапе использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Изучались две группы учащихся пятых классов специальной школы для детей с ЗПР (экспериментальная и контрольная). В контрольном эксперименте эти же учащиеся обследованы в период их обучения в шестых классах. Все дети имели диагноз — задержка психического развития церебрально-органического генеза (по данным ПМПК). В первую (экспериментальную) группу вошло 20 подростков, во вторую (контрольную) — 10 подростков. Обе группы по составу были относительно однородны. Констатирующий и контрольный эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах, формирующий эксперимент — только в экспериментальной группе (в контрольной группе проводилось обучение по обычной программе) .
Центральное место в констатирующем эксперименте занимало определение уровня развития мотивации учащихся. Было необходимо выявить мотивы, наиболее значимые для младших подростков с ЗПР; определить место учебных мотивов в мотивационной иерархии, определить особенности отношения подростков к учебной деятельности, выявить, что побуждает и направляет их учебную деятельность.
Полученные результаты показали, что почти половина подростков с ЗПР имеет средний уровень учебной мотивации. У другой части подростков — уровень ниже среднего (средненизкий).
У подростков с ЗПР, имеющих средний уровень учебной мотивации, присутствуют учебные мотивы, однако они не являются доминирующими.
Анализируя результаты применения методики "Составь расписание", можно заметить, что младшие подростки выбирают не только легкие предметы (труд — 65%, физкультура — 60%, изобразительное искусство — 55%), но и понимают значимость таких предметов, как русский язык (40%), математика (50%).
Наблюдения показывают, что при выполнении учебных заданий они очень часто чрезмерно уверены в своих силах, пытаются брать задания посложнее, большого объема. Это говорит о завышенной самооценке. У этих подростков есть желание учиться, они стараются активно работать на уроках.
Основной мотив учения — самоопределение и самоутверждение. Как правило, подростки остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую отметку, просят дать им дополнительное задание. Учащиеся стараются выполнить задание даже в том случае, когда они не понимают учебный материал из-за низкого уровня сформированности мыслительной деятельности, недостаточного речевого развития. Эти подростки ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. И побуждают, и направляют учебную деятельность таких подростков, как правило, мотивы, связанные с чувством долга перед родителями. На вопрос: "Зачем ты стараешься хорошо учиться?" — большинство подростков отвечают: "Чтобы порадовать родителей". Наряду с мотивацией достижения успеха и положительным отношением к учебной деятельности, у подростков проявляется активность во внеурочной деятельности. Практически каждый ученик занимается в каком-либо школьном кружке. Дети очень радуются своему успеху в кружковой работе, показывают свои изделия одноклассникам, учителям школы. Интересы у детей со средним уровнем учебной мотивации самые различные. Их личностные характеристики также сильно различаются.
Другое о педагогике:
Значение коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся
2 классов
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику ...
Анализ методического обеспечения курса «Моделирование одежды»
Методическое обеспечение по каждой дисциплине оценивается по следующим показателям: программы, учитывающей требования стандарта, достаточного количества обязательной учебной литературы, дополнительной учебной литературы, тематического и календарного планирования, требований к уровню усвоения студен ...
Деятельностная трактовка выбора
Суть деятельностной трактовки выбора (исходит из А.Н. Леонтьевского подхода) состоит в том, что «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане, и сохраняет в себе ее структуру, хоть и в свернутом виде. Для Д.А.Леонтьева и Н.В. П ...