Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Педагогическая теория » Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Страница 9

Группа, занимающаяся перепиской писателя с женой, обращает внимание на решение Л.Н. Толстым житейских, хозяйственных вопросов (покупка в Оренбуржье лошадей, имения), на отношение писателя к обычной жизни крестьян.

По переписке Толстого с Фетом ученикам поручается выяснить отношение Льва Николаевича к оренбургским крестьянам (по сравнению с отношением к крестьянам центральной полосы России), их жизни, быту, задуматься над смыслом сопоставления Толстым обыденной жизни крестьян с заседанием английского парламента, виденным писателем.

Индивидуальные задания учащимся (с последующими докладами, сообщениями на факультативных занятиях или уроках основного курса) могут коснуться следующих тем:

1. Поездки Л. Н. Толстого в Оренбургский край по воспоминаниям сына писателя С. Л. Толстого.

2. Служба в Оренбургском крае и поездки по нему родственников Л. Н. Толстого (двоюродного дяди писателя — И.А. Толстого, служившего адъютантом оренбургского губернатора В.А. Перовского, наказным атаманом Оренбургского казачьего войска; А.А. Толстой; сыновей писателя, приезжавших в Оренбург).

3. Оренбургские прототипы произведений Л.Н. Толстого (В. А. Перовский — П. Безухов — в той части романа «Война и мир», где речь идет о пленении героя: Е. Е. Лазарев — Набатов в романе «Воскресение»),

4. Воспоминания оренбуржцев о Л. Толстом.

5. Переписка оренбуржцев с писателем.

6. Оренбургский край времени поездок в него Л. Н. Толстого.

7. Незавершенные планы произведений Л. Н. Толстого, связанные с Оренбургским краем (по письмам писателя и дневникам писателя и его жены).

8. История толстовского портрета из печатного текста «Крейцеровой сонаты», находящегося в краеведческом музее г. Бузулука.

9. История посещения редкого в архитектурном плане оренбургского здания (архитектор — А. Брюллов) Караван-Сарая сыновьями Л.Н. Толстого.

Выполнение групповых и индивидуальных заданий (работа с письмами, дневниками, воспоминаниями) позволяет ученикам представить среду тех людей, с которыми общался Л. Н. Толстой, которым раскрывал свое видение общественной и исторической жизни России, с которыми делился своими творческими планами; увидеть пространственную основу произведений писателя, созданных на оренбургском материале.

В ходе краеведческой деятельности учащихся учитель решает как вопросы регионального плана (установление связей писателя и его семьи с Оренбургским краем, роль общественной, творческой работы писателя для оренбуржцев, толстовские места в Оренбуржье), так и основного краеведческого компонента — место Оренбургского края в жизни и творчестве писателя, отбирает тот материал, который будет способствовать анализу художественного текста.

С помощью краеведения учитель может создать проблемные ситуации, которые помогут учащимся глубже разобраться в творческом процессе писателя при изучении основного курса.

Например, сопоставление зарубежных и оренбургских впечатлений Л.Н. Толстого по письму А.А. Фету: «К чему занесла меня туда судьба — не знаю; но я знаю, что я слушал речи в английском парламенте (ведь это считается очень важным), и мне скучно и ничтожно было, но что там — мухи, нечистота, мужики, башкиры, а я с напряженным уважением, страхом проглядеть, вслушиваюсь, вглядываюсь и чувствую, что все это очень важно» — может послужить отправной точкой для размышления над проблемой выбора Толстым цивилизованного или «скифского» образа жизни, поисками писателем идиллии.

После знакомства с письмом Л.Н. Толстого А.А. Толстой, где писатель пишет: «У меня давно бродит в голове план сочинения, местом действия которого должен быть Оренбургский край, а время — Перовского», — оренбургских школьников занимает вопрос, почему не было написано это произведение. Но этот вопрос важен не только в региональном отношении, он может стать предметом обсуждения духовных, нравственно-религиозных исканий писателя, его попытки разобраться в причинах переселенческого движения русских крестьян, создать новое произведение, где «я буду любить мысль русского народа в смысле силы завладевающей» (и эта сила представлялась Л. Толстому в виде постоянного переселения русских на новые места . на новые земли—к юго-востоку России).

Таким образом, нелегкий для учащихся и выходящий за региональные рамки вопрос о том, почему Толстой не написал роман об Оренбургском крае, может стать проблемным, заставить учащихся задуматься над влиянием жизни на формирование взглядов писателя, на его творчество, увидеть процесс создания произведений.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другое о педагогике:

Организация и формы самостоятельной работы
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь - у ...

Сущность метода воспитывающих ситуаций
Важное место среди методов воспитания занимает метод создания воспитывающих ситуаций. В переводе с французского термин «ситуация» означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств. Ситуация может носить объективный характер и раскрывать реальную обстановку в системе взаимоотношений учащихс ...

Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …материал для перемалывания, стирает сама себя…так и подвижный ум, лишенный серьезной работы… стане ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru