Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Педагогическая теория » Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Страница 4

В X классе при изучении творчества И.С. Тургенева возможно сопоставление рассказа «Певцы» (основной компонент) и отрывка из очерков В.Г. Короленко «У казаков» (региональный компонент) о состязании казаков-певцов. Ученикам сразу же надо сказать, что эти произведения получили высокую оценку современников писателей: к числу лучших произведений Тургенева причисляли «Певцов» Н. Некрасов, И. Аксаков; отмечая проявление несомненного таланта Короленко в очерках «У казаков», Л.Н. Толстой и А.П. Чехов особо выделяли сцену в трактире «Плевна».

Сопоставление этих произведений должно идти вначале по линии внешней схожести:

1. Какие реальные факты положены в основу произведений? (У тургеневского Якова-Турка был прототип — Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата Тургенева; Короленко сцену состязания певцов видел в оренбургском селе Илек.)

2. Где происходит состязание? (У Тургенева — в кабаке «Притынном»; У Короленко — в трактире «Плевна».)

Почему в обоих случаях состязание заканчивается пьяным разгулом? Как к этому отнеслась критика? (Тургеневу ставили эту сцену в укор, цензура ее не пропустила. Короленко в -ые годы цензуру было обойти проще. Трагическую судьбу талантливого человека, могучие силы народа, скрытые, не находящие выхода, видимо, хотели показать писатели этими концовками.)

Сравнение внутреннего смысла произведений можно провести через следующие вопросы и задания:

1. Какие качества русских людей показывают писатели через сцену пения? (Художественную одаренность, духовное богатство, трагедию таланта, личности и др.).

2. Какую проблему к перечисленным добавляет Короленко? (Конфликт молодого и старшего поколения).

Интересовала ли эта проблема Тургенева? В каких произведениях? Если сопоставление проводить после изучения романа «Отцы и дети», то материала будет больше, чем достаточно.

3. На чьей стороне Ваши симпатии: молодых или старых казаков при сравнении их рассуждений о былой и нынешней (для них) жизни?

Последний вопрос требует кропотливой работы с текстом, обсуждение каждой реплики молодых и старых казаков:

—Почему Каллистрат «как-то жалостно посмотрел на своих товарищей, потом на стариков и сказал:

—Песни? .Оно бы можно . Да ведь не споемся . Отцы! .Вот ведь беда в чем. Песни у нас пошли новые, не ваши».

—Каково авторское отношение к песням молодых в следующем отрывке:

«Это была действительно новая песня: молодые казаки привезли ее с маневров. Тон был не совсем народный: в песне говорилось о смерти с легкостью и цинизмом, совершенно не свойственным народной поэзии. Только в середине пробилась искренняя задушевная нота:

— Может, завтра в чистом поле

Да кого-нибудь из нас

Между мертвых полумертвым

Будет ждать последний час.

Казаки вели песню уныло, с каким-то воющим отголоском. Но тотчас же опять это сменилось развязной удалью и цинизмом Хор смолк, оборвав резкой визгливой нотой в чисто солдатском вкусе».

— Найдите слова, выражения, говорящие об отрицательном отношении писателя к тону новой песни.

При анализе пения старых казаков следует обратить внимание учащихся на связь этого пения со степными просторами:

«В его высоком, слегка дрожащем теноре была какая-то внутренняя глубина и задушевность. Казалось, стены трактира разомкнулись, и степь отвечает певцу своими дальними замираниями».

—В чем своеобразие, по мнению автора, пения старых казаков?

Прокомментировать следующий отрывок:

«Старый, приятный, дрожавший сначала тенор Юносова окреп и зазвенел слезами и тоской старинной думы Стены трактира опять будто раздвинулись, и опять влились в них отголоски степи и печаль старой песни полилась ровным могучим потоком . •

.Да распахана там пашня яровая .

Третий старик окончательно очнулся и на этот раз уже в лад присоединил к прочим свой могучий бас:

Пашня пахана не плугом, не сохою,

Она пахана булатными копьями,

Взборонена конскими копытами .

Эта дума, в которой войско до сих пор вспоминает о гибели целого отряда в жестокой степной сече с киргизами, — видимо, не умерла еще и в сердцах казачьей молодежи. Запевала опять вскинул голову, подпер щеку рукой, и его тонкий, несколько дикий фальцет взвился и заплакал над тремя старыми голосами, точно это был крик чайки над шумящей степью .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Статика». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы «Статика. Равновесие абсолютно твердых тел» отводится 3 часа. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Найти положение центра тяжести. Материалы: пластилин, две металлические вилки, зубочистка, высокий стакан или банка с широким гор ...

Примеры качественных задач
1.Почему в замутненной воде вы можете увидеть свою тень, а в чистой – нет? (Для того чтобы увидеть собственную тень на мутной воде, вы должны иметь возможность выделять свет, отраженный от поверхности воды. В чистой воде этот относительно слабый свет теряется на фоне света, отраженного от дна. При ...

Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации являет ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru