Если краеведческие факты о литературных местах учащимся известны, то значение того или иного края в жизни и творчестве писателей учениками обычно освещается поверхностно, что прежде всего говорит о недостаточном внимании к этому вопросу словесников. Глубже вникают учащиеся в краеведческие истоки при рассмотрении творческой истории некоторых произведений (например: «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, «Грозы» А. Н. Островского, «Войны и мира» Л. Н. Толстого). sub zero appliance repair San Jose
Интересна старшеклассникам проблема «петербургского», «московского», «кавказского текста» русской литературы. Как уже отмечалось, начало знакомства с этой проблемой относится еще к младшим классам («Муму», «Кавказский пленник», «Медный всадник» и др.). Достаточно яркие представления (судя по письменным работам) у учащихся о грибоедовской, булгаковской Москве, Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Кавказе Пушкина и Лермонтова.
Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.
К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.
Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы.
Внеклассная и внешкольная работа по краеведению, с ее архивными находками, открытиями (хоть и небольшими), экскурсиями, литературными экспедициями, всегда была более привлекательна, интересна и для учащихся и для увлеченного этим делом учителя, чем эпизодическое обращение к элементам краеведения на уроке. При предложенном нами понимании литературного краеведения привлечение его в учебном процессе должно стать ведущим прежде всего на уроках литературы, намечая перспективу для внеклассной и внешкольной работы.
Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства.
Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.
Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.
Первый путь — это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса.
Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край. Рассмотрим эти линии:
Автор и определенный край.
1. Писатель и природа края, известная ученикам (выбор объекта изображения писателем, темы, изобразительных средств, авторское отношение к изображенному). Сопоставление авторского видения и читательского. Искусство и действительность.
2. Природа края глазами разных писателей (общенациональный подход и местный) Сходство и различие в изображении.
3. Писатель и история края:
- сопоставление произведений разных авторов об историческом событии;
- сопоставление материала, собранного об историческом событии в крае, и произведения (историческое и художественное пространство);
- сравнение замысла автора и осуществления идеи;
- сопоставление прототипов образов и героев произведения;
- историческое пространство в современном осмыслении.
Произведение писателя и определенный край (при сопоставлении учитывается отражение общенациональных и региональных подходов к проблемам).
1. Тематическое соответствие или контрастность произведений разных писателей.
Другое о педагогике:
Школа Ямбурга
Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова. За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом ...
Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью
Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают ...
Актуализация значения производного слова путём замены
или добавления аффикса
Представленные ранее неологизмы демонстрируют стремление ребёнка заменить непроизводное обозначение явления или предмета действительности производной номинацией и отразить в формальной оболочке слова основные смысловые компоненты. Вторая группа новообразований интересна тем, что ребёнок видоизменяе ...