Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Педагогическая теория » Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Страница 5

И засеяна та пашня яровая

Все казачьими удалыми головами .».

—Почему молодые казаки, сердцем принимая старые песни, осуждают жизнь старых казаков?

—К чему стремилась казачья молодежь начала века?

—Какую оценку этому спору дал Короленко? Прокомментируйте отрывок:

«Это былое живое прошлое залитого кровью Урала, строптивая и непокорная боевая старина «сурьезного» войска, боровшегося целые века за свое исключительное местное значение, за степную волю, против дисциплины и регулярства. С другой стороны, в лице этой молодежи выступала победа «регулярства», тщеславная гордость маневрами, строевым ранжиром и дисциплиной .

Эта истинная коренная уральская старина сейчас стояла перед нами с ее своеобразной поэзией, с ее понятиями о широкой степной воле, понятиями странными, подчас полуазиатскими, за которые, однако, старое войско умело когда-то постоять грудью . Теперь эта старина тихо сходит со сцены, а в лице молодежи выступает уж что-то другое, еще неясное и тоже странное . И невольно в уме вставал вопрос: неужели это только фрунтовая шеренга и честолюбие парадного строя?».

После обсуждения учащимися данного отрывка, споров о взглядах молодежи и «боевой старины», выяснения понимания «полуазиатских понятий», «странного» в молодежи школьникам предлагается вопрос:

— Как Вы оцениваете современное казачество? (Вопрос затрагивает и политические, и социальные, и культурные проблемы и очень важен в определенных регионах России, в частности в Оренбуржье.)

Сопоставление этих произведений не должно уйти от литературно-эстетических целей. В заключение учитель обязан еще раз напомнить, что Тургенев был первым, кто дал художественное изображение исполнения народных песен и открыл целую галерею подобных изображений в произведениях Короленко, Мамина-Сибиряка, Левитова, Эртеля, М. Горького.

Урок по произведениям И.С. Тургенева и В.Г. Короленко поможет учителю решить ряд проблем: показать одну из замечательных граней таланта Тургенева, подготовить учащихся к восприятию творчества Короленко в XI классе, дать представление, как писатели изображают духовную мощь и талантливость русского народа, на местном материале продолжить обсуждение вопроса о разных поколениях, вспомнить исторические события, связанные с вольнолюбием уральского казачества, привыкшего жить на просторе, на воле.

Очень много возможностей для сопоставления произведений основного и регионального компонентов дают программы XI класса.

Оренбургскому учителю нельзя пройти мимо такого варианта сопоставления, как повесть «Городок Окуров» М. Горького и «Страна отцов» С. Гусева-Оренбургского. «Городок Окуров» и методически целесообразно рассмотреть после пьесы «На дне», ибо в повести дано развитие прежних идей писателя, предложены варианты уже известных ученикам типов характеров: Тиунов, местный философ, странник, подобный Луке; Бурмистров, кулачный боец, привыкший, как и Пепел, выяснять отношения в драке; поэт Сима Девуш-кин, блаженненький чудак, напоминающий Актера. Сопоставление же «Городка Окурова» с повестью Гусева-Оренбургского, который «Страну отцов» посвятил Горькому, интересно прежде всего сравнением изображенных городов. В обеих повестях в центре провинциальный город со своей физиономией, своими героями, несущими определенные идеи, особым укладом жизни, нравами. При обсуждении повестей одиннадцатиклассникам была предоставлена свобода выбора проблем для обсуждения. Ученикам повести понравились. Общее находят сразу (работали в классе по тексту):

- и тот и другой город расположены на реке, которая делит их на две части: у Горького — Шихан и Заречье, у Гусева-Оренбургского — Центр и Заречье (смотрят на год выхода повестей: у Горького, у Гусева-Оренбургского).

Отмечают:

- писатели описывают расположение городов, реку, ее берега, здания, монастыри, Гусев-Оренбургский еще подробно пишет о местных газетах, а Горький — о «Фелицатином раишнике» (публичном доме).

Ученики сами предлагают обсудить вопросы:

—Чем недовольны жители Заречья и о чем они мечтают?

—Почему города у писателей полны слухов и осторожного шепота?

—Почему у М. Горького события дней революции носят иногда уголовный характер и революция в Окурове похожа на пародию революционных событий в столицах?

—Как объяснить названия повестей?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое о педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права
Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспе ...

Основные задачи адаптивной модели
1. Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы. 2. Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития д ...

Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, соз ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru