Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Педагогическая теория » Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Страница 8

К таким формам проведения уроков (очень любимым учениками) учитель свободнее прибегает тогда, когда ученики занимаются этнографическими проблемами при изучении регионального компонента, где больше внимания уделяется вопросам дворянской и крестьянской усадеб, быту и нравам, характерным для той или иной эпохи.

В то же время следует учитывать имеющуюся в этом материале опасность — учитель не должен уйти от эстетических проблем, увлекшись этнографией, хотя в последнее время ученые все чаще подчеркивают возросшую значимость этнологических знаний (даже большую, чем психологических) в области философии, культурологии, гуманитарных дисциплин.

Использование этнологии* возможно не только в историческом, но и в социальном, и в культурном контексте. Совмещение этих контекстов происходит и при обращении к мемуарным и эпистолярным источникам. Казалось бы, воспоминания современников о писателях, переписка самих писателей с родственниками и друзьями не всегда содержит рассуждения о литературе, искусстве, а нередко полны упоминаний о бытовых деталях, мире вещей. По мнению Ю.М. Лотмана, «вещи навязывают нам манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст. Ведь надо уметь держать в руках топор, лопату, дуэльный пистолет, современный автомат, веер или баранку автомашины . Однако быт — это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры . Сфера поведения — очень важная часть национальной культуры, и трудность ее изучения связана с тем, что здесь сталкиваются устойчивые черты, которые могут не меняться столетиями, и формы, изменяющиеся с чрезвычайной скоростью».

Следовательно, переписка современников с писателями, воспоминания о них, даже не говоря о рассуждениях на литературные темы, и в бытовой части дают важный материал для восприятия художественного текста, необходимое представление о той или иной эпохе, об образе жизни писателя и в какой-то мере его героев, позволяют «видеть историю в зеркале быта» (Ю.М. Лотман).

Обращение к бытовому пространству, к истории быта на основе мемуаров, переписки, дневников (в процессе подробного изучения их на региональном уровне) поможет выявить эволюцию художественных идей писателя, формы интеллектуального, нравственного, духовного развития среды изучаемого региона и использовать эти данные в основном литературном курсе.

Рассмотрим, как мемуарный и эпистолярный материал может соотноситься в основном и региональном курсах при изучении жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого (на примере оренбургского краеведческого материала). Воспоминания современников Л.Н. Толстого, переписка писателя со своей женой, тетушкой А.А. Толстой, А.А. Фетом, Н.Н. Страховым и другими позволят оренбургскому учителю на занятиях регионального курса решить ряд проблем:

1. Выяснить цель поездок Л. Н. Толстого в Оренбургский край и отношения писателя к краю и его жителям.

2. Уточнить места пребывания писателя в Оренбургском крае и маршруты его поездок.

3. Прояснить интерес Л.Н. Толстого к фигуре оренбургского губернатора В.А. Перовского.

4. Найти материал о ряде оренбургских прототипов героев известных произведений писателя.

5. Выявить творческие планы, замыслы писателя, связанные с Оренбургским краем.

6. Уточнить «документальную» основу «оренбургской» повести Л. Н. Толстого «За что?»

7. Разобраться в творческих исканиях писателя в — -е годы.

8. Рассмотреть оценки, данные Л.Н. Толстому и его творчеству оренбуржцами — его современниками.

Технологию решения этих задач каждый учитель выбирает сообразно своим замыслам. Часть проблем он, очевидно, возьмет на себя (например: творческие искания писателя, связанные с оценкой крестьян, их психологии, переселенческого движения). Над большинством же проблем ученики X класса могут работать самостоятельно — индивидуально или группой. Так, четырем группам учащихся дается задание сделать выборку тех мест из переписки JI.Н. Толстого с А.А. Толстой и А. Фетом, где речь идет об Оренбургском крае и его людях.

В группе, работающей с письмами Н. Н. Страхова, один ученик готовит сообщение о жизни и деятельности критика, выделяя такой момент в жизни Страхова, как поездка с Л.Н. Толстым в Оренбургский край, другие рассказывают о впечатлениях писателя от оренбургской природы, степи, о деятельности Л.Н. Толстого по организации помощи голодающим Поволжья. Группа, получившая задание работать с перепиской Л.Н. Толстого с А.А. Толстой, распределяет вопросы таким образом, чтобы уяснить взаимоотношения племянника и тетушки, их дружбу, особое внимание уделяя в переписке оренбургскому губернатору В.А. Перовскому и его пребыванию в Оренбуржье.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое о педагогике:

Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является - совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Эта цель реализуется через следующие задачи: расширение ...

Игровые методы обучения иностранному языку
Одна из основных задач учителя иностранного языка – особенно в работе над развитием фонетических навыков учащихся – помощь ученикам в преодолении стеснения, создание свободной и дружелюбной атмосферы на занятиях. Наиболее эффективным методом изучения иностранного языка на начальном этапе являются и ...

Целостно-смысловая платформа проектных действий
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения. Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтени ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru