Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Педагогическая теория » Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Страница 11

Другой вариант привлечения краеведческих региональных сведений при изучении творчества А.С. Пушкина — обращение к воспоминаниям и письмам В.И. Даля. Безусловно, та часть воспоминаний Даля (оренбургского чиновника, бывшего по служебным делам в Петербурге в дни кончины великою поэта), которая касается последних дней и часов жизни Пушкина, должна прозвучать на уроках основного курса. Форма привлечения этих воспоминаний может быть разная: чтение отрывков самим учителем, выразительное чтение заранее подготовленных школьников, сопутствие чтению иллюстраций и портретов. Вторая проблема, которую можно предложить учащимся по воспоминаниям и письмам Даля В.Ф. Одоевскому из Оренбурга, — это творческий процесс, создание писателем художественных произведений. Идти к этой проблеме удобнее от истории, занимательной для учащихся своей таинственностью, особыми деталями, — о пушкинском перстне-талисмане, якобы влиявшем на вдохновение, полученном после смерти поэта Далем на память о Пушкине и привезенном в Оренбург вместе с пушкинским сюртуком, простреленным во время дуэли.

Учащиеся знакомятся с письмом В. Даля В. Одоевскому ( апреля г.), в котором Даль пишет о талисмане и своих творческих планах: « .Вам я это могу сказать. Вы меня поймете, как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное. У меня давно на уме уральский роман, быт и жизнь этого народа цветиста, ярка, обильна незнакомыми картинами и жизнью самородною; это заветный уголок, который должен быть свят каждому русскому .».

Проблема творчества важна и для основного курса, на региональном же уровне может идти анализ произведений Даля об Оренбурге («Домик на Водяной улице»), о быте и нравах казаков, жителей разных национальностей, населяющих Урал, («Уральский казак», «Бикей и Мауяяна», «Майна»), о творческих замыслах писателя.

Учащимся необходимо сообщить (это делает учитель, или сообщение поручается ученику) некоторые сведения о В.Ф. Одоевском, помощнике Пушкина в издании журнала «Современник», авторе некролога после гибели поэта «Солнце русской поэзии закатилось».

Таким образом, воспоминания В. Даля, ценимые за достоверность и детальность, письма, отправлявшиеся им друзьям из Оренбурга в -е годы, могут помочь учителю полнее раскрыть для учащихся Пушкина как человека и писателя, пушкинское окружение.

Письма писателя, его дневниковые записи, воспоминания о нем его друзей могут стать для учителя основой в решении такой важной задачи, как проведение урока, посвященного личности писателя. Такой урок, требующий отбора определенного материала, дающего представление о философских, эстетических взглядах писателя, его нравственном облике, возможен на региональной основе, но результат его будет значим и для основного краеведческого компонента, особенно если писатель входит в программу литературного курса.

Например, письма А.А. Григорьева, чьи критические статьи теперь изучаются в школе, Н.Н. Страхову и М.П. Погодину из Оренбурга могут помочь учащимся увидеть многие стороны личности поэта и критика. Из писем можно узнать об отношении А. Григорьева к странствиям («Знаешь, когда я лучше всего себя чувствовал? В дороге. Право, если бы я был богат, я бы постоянно странствовал. В дороге как-то чувствуешь, что ты в руках божьих, а не в руках человеческих»)', о причине отъезда из Петербурга («Зачем я ехал в Оренбург . Мне надоело, опротивело нищаться, должать безысходно .»), о творческих планах поэта («Провинциальная жизнь, которую, наконец, я стал понимать, внушит мне, кажется книгу вроде Путешествий Гейне под названием «Глушь». Подожду только до весны, чтобы пережить годовой цикл этой жизни. Сюда войдут и заграничные мои странствия, и первое странствие по России, и жажда старых городов, и Волга, как она мне рисовалась, и Петербург издали, и любовь-ненависть к Москве, подавившей собою вольное развитие местностей ., — вся моя нравственная жизнь, может быть .». По письмам можно представить педагогические взгляды Григорьева («Там я большей частью ненужный человек. Здесь, в Оренбурге, уча русскому языку, честно и ревностно стараясь будить любовь к народности, к преданию, к церкви, к изящному, я, по крайней мере, не бесполезный рабочий .»), его вкусы, понимание русского города (« .С Казанью кончаются города и начинаются сочиненные (правительственные) притоны, вроде Самары, Бузулука и Оренбурга . Мне собор нужен, — старые образа в складках с сумрачными ликами, — следы истории нужны, — нравы нужны, хоть пожалуй, и «жестокие», да типичные .».

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое о педагогике:

От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей
В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (част ...

Сольфеджио и тренировка навыков, необходимых для музыканта. Понятие о музыкальном слухе
Основными закономерностями строения мелодии являются лад, высотные взаимоотношения звуков и их метро-ритмическая организация. В своем единстве они определяют основную идею мелодии, ее выразительные особенности. Поэтому в работе над слуховым осознанием этих закономерностей нельзя отрывать их друг от ...

Проявление творчества детей старшего дошкольного возраста через художественную деятельность
Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. Зачем вообще ребенку нужно рисовать? Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же художественная деятельность - необходимое условие нормального фи ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru