Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской психологии и мышления и их влияние на процесс обучения

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской психологии и мышления и их влияние на процесс обучения

Страница 1

сольфеджио преподавание урок музыкальный

Как правило, в ДМШ дети поступают в том же возрасте, в котором идут в общеобразовательную школу – с 6–7 лет, хотя прием в первый класс духового отделения (в связи со спецификой игры на данных инструментах, требующей большей физической подготовки) ведется среди 9–10-летних. Данная возрастная группа имеет свои психофизиологические особенности, отражающиеся на специфике процесса обучения.

Мышление ребенка развивается в процессе воспитания; в развитии мышления важную (и, пожалуй, даже первостепенную) роль играет семья. Специфика старшего дошкольного возраста связана с проблемой т.н. готовности к школе – требования наличия у ребенка ряда навыков и умений, в т.ч. мыслительных. Общая готовность ребенка к школе, к целенаправленной умственной и физической деятельности, играет не последнюю роль и при обучении в ДМШ.

Сольфеджио как теоретическая дисциплина связана с тренировкой абстрактного мышления, умением оперировать отвлеченными понятиями, близкими математическим функциям (тоника, доминанта, интервал и т.д.), что младшим школьникам не всегда под силу в связи с возрастными особенностями их психики и интеллекта. Также обучение сольфеджио в некоторых моментах может быть приравнено к обучению видам речевой деятельности – чтению (чтение нот), говорению (пение нотами), аудированию (слушание и точное воспроизведение услышанного) и письму (умение писать ноты). Определенные трудности может вызывать и то, что многие учащиеся 1 класса ДМШ (они же – учащиеся 1 класса общеобразовательной школы) еще не умеют ни читать, ни писать обычным буквенным письмом. Кроме того, бывает, что музыкально одаренный ребенок может страдать нарушениями некоторых видов речевой деятельности (дислексия, дисграфия), и при обучении нотной грамоте сталкивается с теми же проблемами, что и при обучении письму или чтению.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает знаковая функция сознания. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Понятия, структура, классификация проектной деятельности
Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден в сельскохозяйственном обучении. С помощью проектов предлагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году. Подходы к ...

Классификация вопросов анкеты
Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит ре ...

Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru