Революционный перелом университета

Страница 1

Революция 1917 года оставила противоречивый след в судьбе высшей школы. Еще больше усилилась демократизация. Отменили оплату за обучение, студентам выплачивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был на государственном финансировании. С этого же года в университете создается рабочий факультет, для выходцев из рабочих и крестьянских семей, что бы они смогли получить необходимые для поступления в вуз сумму знаний. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.

Но это принесло и отрицательные аспекты. Профессора и студенты, которые не приняли новые политические порядки, ушли из Московского университета. Реорганизации 20-30-х годов, тоже действовали отрицательно на университет. Что бы увеличить число специалистов из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет.

Так же была допущена жесточайшая ошибка в построении учебного процесса, был введен "бригадно-лабораторный метод" обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.

Но к счастью в 1932 году "бригадно-лабораторный" метод был отменен. Вводили новые учебные программы, меняли режим работы в высшей школе. В 1934 году впервые за долгое время Советской власти были защищены кандидатские диссертации.

Не прошли даром для университета трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат ограничивал свободу творчества, ограничивали контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты и запрещены.

Но, несмотря на эти тяжелые времена, университет в целом достиг в эти годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось 5 тыс. студентов. Больше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была еще одним испытанием в жизни университета. «Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.»14 В октябре 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года - в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских отрядов под Москвой. В годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученные Московского университета внесли особый вклад в дело обороны страны и развития её экономики. Ученые Мгу совершенствовали самолетостроение и управление морскими судами. В медицинской практике ввели препарат «тромбин» который ускорял свертываемость крови. Все эти заслуги были отмечены правительством Советского союза

«Свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы. »

Восстановление после войны и дальнейшее развитие страны требовало нового подъема университетского образования. В конце 40-х - начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории, аудитории были оснащены лучшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с бюджетом до войны.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Работа с трудными подростками и решение проблемы беспризорности в России в 20–30-х гг. ХХ в
В 20-е – начало 30-х гг. ХХ века складывались концептуальные подходы к работе с трудными подростками, основополагающими среди которых можно назвать следующие принципы: · принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд не просто как средство занять детей и дать определенные знания, умения и навык ...

Цель урока
Обучить учащихся трудовым движениям; обучить трудовым действиям и приемам; сформировать (отработать) у учащихся профессиональные навыки и привычки; усовершенствовать трудовые действия и приемы; научить учащихся производить, осуществлять; закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по…; ...

Методические рекомендации для студентов по выполнению лабораторной работы
Лабораторные работы выполняются в тетради по курсу «Психология» объемом 96 листов с полями, последовательно по номерам, без пропусков. Лабораторные работы записываются в тетрадь аккуратно, с выделением номера задания, отдельными абзацами, никакие сокращения слов в текстах работ не допускаются. Учащ ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru