Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Педагогическая теория » Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Страница 10

Другой пример. Поездка А.С. Пушкина в году для сбора материала о Пугачевском восстании — факт, входящий в основной литературный курс и в связи с изучением «Капитанской дочки», и в связи с анализом всего творчества поэта в IX классе. Существует довольно значительное количество региональных, оренбургских сведений, которые дополнят этот факт, сделают изучение жизни и творчества А.С. Пушкина более глубоким, а отношение к поэту личностным. Например, на занятиях регионального курса возможно знакомство с письмами жены А. Дельвига, Софьи Салтыковой, писавшей в Оренбург своей подруге Александре Семеновой, вышедшей замуж за Г.С. Карелина (у Карелиных потом родится Елизавета — она станет бабушкой А. Блока), Карелин за шарж на Аракчеева с подписью «бес лести предан» был сослан в Оренбург, куда в году приедет его товарищ по Царскому Селу В. Вольховский, товарищ Пушкина по лицею. А.Н. Карелиной предлагала свою дружбу и А. Керн, новая подруга Софьи Дельвиг. Альманах «Северные цветы» с напечатанным стихотворением «Я помню чудное мгновенье» был отправлен в Оренбург Антоном Дельвигом со стихотворным посланием Александре Карелиной:

От вас бы нам, с краев Востока,

Ждать должно песен и цветов:

В соседстве вашем дух пророка,

Волшебной свежестью стихов,

Живит поклонников Корана;

Близ вас поют певцы Ирана,

Гафиз и Сади — соловьи!

Но вы, упорствуя, молчите:

Так в наказание примите

Цветы замерзшие мои.

Эти сведения, сообщенные учителем, помогут учащимся представить литературную, культурную среду начала XIX века и, в частности, оренбургское культурное пространство. Ученикам же предлагается подготовить в форме монтажа отрывки из переписки двух подруг, отражающей отношение к Пушкину его современников, мнение о нем оренбуржцев накануне его приезда в Оренбург. Для монтажа ученики выбирают отрывки из писем, касающиеся в основном творчества поэта:

Софья Дельвиг — Александре Карелиной (июль ): «Я очень забавляюсь всю эту неделю чтением писем Пушкина к Антоше, у которого постоянная с ним переписка, я хотела бы тебе дать почитать эти письма, которые сверкают умом. Пушкин очарователен во всех видах, и в прозе так же, как и в стихах».

Софья Дельвиг — Александре Карелиной (): «Я передала Ольге и г-ну Плетневу все, что ты поручила сказать им, последний мил, как никогда; каждый раз, что я его вижу, я люблю его все больше . Он принес мне несколько отрывков из новой поэмы, которой занят в настоящий момент Пушкин, и настоятельно просит меня послать их тебе, что я и делаю. Сохрани их, — это драгоценность, так как это руки самого Пушкина; он прислал эти отрывки Дельвигу, который отдал их Плетневу, и только мы четверо знаем эти стихи . Очень прошу тебя, милый друг, сказать мне твое мнение об этих стихах. Что касается меня, то я нахожу их очаровательными, в особенности, начиная от этого места: «Он пел любовь любви послушный. Весь этот кусок очень красив, не правда ли?».

Из письма Софьи Дельвиг Александре Карелиной (): «Ты ошибаешься, думая, что мне захочется побить тебя за твое суждение о Пушкине: я вовсе не так пристрастна, как ты воображаешь, а если бы так было, то это значило бы, что я нетерпима. Я согласна, что в последних песнях «Онегина» есть слабые места, но в них и столько красот, которые их окупают. Одно, чего я не понимаю, это то, что ты не заметила Сна Татьяны. Разве ты не находишь, что он изумителен?».

Эти письма, привлеченные на уроках основного курса, могут быть использованы или в ходе анализа творчества поэта, или для дискуссии по проблеме: «Восприятие «Евгения Онегина» Пушкина его современниками и читателями наших дней».

По приведенным письмам с учащимися можно рассматривать вопросы:

1. Как относились современники Пушкина к его произведениям и к нему самому?

2. Согласны ли Вы с оценкой, данной Софьей Дельвиг отдельным страницам «Евгения Онегина»?

3. Почему, на Ваш взгляд, Софья Дельвиг обращает внимание А. Карелиной на Сон Татьяны?

4. В какой степени оренбуржцы знали творчество Пушкина перед его приездом в Оренбург?

Каково отношение к творчеству Пушкина современных оренбуржцев?

Такие вопросы могут стать частью работы учителя по выяснению восприятия учениками пушкинского текста. Ученикам интересно сопоставлять свое восприятие «Евгения Онегина» с восприятием романа современниками Пушкина.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое о педагогике:

Возможности использования дидактического сборника в процессе обучения младших школьников английскому языку
Основной целью при обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Для достижения этой цели будет использоваться дидактический сборник. Под дидактическим сборником понимается сборник, содержащий игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формировать предметны ...

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Кинематика точки». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы кинематика точки отводится 13 часов. Движение с постоянным ускорением. Для этой темы разработано экспериментальное задание: Для выполнения работы используется машина Атвуда. Для выполнения работы машина Атвуда должна быть установлена строго вертикально, что легко проверить по парал ...

Роль спортивных игр в физическом воспитании ребенка
Физическое воспитание детей до их поступления в общеобразовательную школу осуществляется, как известно, в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Вместе с семьей эти учреждения обеспечивают благоприятные условия для всестороннего гармонического развития человека в один из наиболее важных пери ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru