Проведение наблюдений

Страница 1

Формирование системы знаний о растительном и животном мире должно осуществляться на основе сезонного принципа в ходе проведения циклов наблюдений на участке и в уголке природы, природоведческих занятий.

Осенью дошкольники могут знакомиться с некоторыми видами осенних цветущих растений, деревьев и кустарников, закреплять и систематизировать знания об овощах и фруктах, знакомых комнатных растениях. Параллельно ребята усваивают знания об условиях жизни растительности на участке в осеннее время. Они могут наблюдать за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь — ноябрь);

В зимний период основное внимание должно уделяться знакомству с ростом и развитием растений на примере посадок в уголке природы. Дошкольники узнают о необходимости для жизни растений таких условий, как питательная почва и тепло. На улице — за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь — февраль).

Весной дети знакомятся с цветением деревьев и кустарников, первоцветами и другими травянистыми растениями, а также с новыми комнатными растениями. Наблюдая за распусканием почек на деревьях, выращивая рассаду цветочных семян, ребята знакомятся с особенностями роста и развития растений, узнают о новом условии их жизни — свете.

В летний период, продолжая познавать разнообразие растительного и животного мира, дошкольники знакомятся с отдельными видами ягод и грибов; лесных, луговых и садовых растений, наблюдают за божьей коровкой, бабочками и пр.; закрепляют знания об их росте и развитии, а также условиях жизни.

Осуществление данных наблюдений создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных — это важнейшее мероприятие повседневной жизни.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада — еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда — негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, — одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа — источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, черепахой, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Пути и перспективы развитие современного мирового образовательного пространства
Образовательное пространство относится к социальным явлениям, которые, как известно, поддаются управлению путем целенаправленных действий на основе решений, в том числе принятых с учетом прогнозов перспектив развития явления. Поэтому невозможно предсказать однозначно, каким именно будет образование ...

Мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Кинематика твердого тела». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы Кинематика отводится 3 часа, и включает в себя следующие разделы: Механическое движение и его относительность. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. Траектория движения. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение. Движение тела по ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru