На тему законы сохранения в механике отводится 16 часов.
Закон сохранения импульса. (5 часов)
Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание:
Цель: изучение закона сохранения импульса.
Каждый из Вас наверное сталкивался с такой ситуацией: Вы бежите с определенной скоростью по коридору и сталкиваетесь со стоящим человеком. Что происходит с этим человеком? Действительно, он начинает двигаться, т.е. приобретает скорость. sub zero appliance repair San Jose
Проделаем опыт по взаимодействию двух шаров. На тонких нитях висят два одинаковых шарика. Отведем в сторону левый шар и отпустим. После столкновения шаров левый остановится, а правый придет в движение. Высота, на которую поднимется правый шар, будет совпадать с той, на которую до этого был отклонен левый шар. То есть левый шар передает правому весь свой импульс. На сколько уменьшится импульс первого шара, на столько же увеличится импульс второго шара. Если же говорить о системе 2-х шаров, то импульс системы остается неизменным, то есть сохраняется.
Такое соударение называется упругим .
Признаки упругого соударения:
Нет остаточной деформации и, следовательно, выполняются оба закона сохранения в механике.
Тела после взаимодействия движутся совместно.
Примеры подобного вида взаимодействия: игра в теннис, хоккей и т. п.
Если масса подвижного тела больше массы неподвижного (m1 > m2), то оно уменьшает скорость, не меняя направления.
Если наоборот, то первое тело от него отражается и движется в противоположную сторону.
Существует также неупругое соударение
Понаблюдаем: возьмем один большой шарик, один маленький. Маленький шарик покоится, а большой приводим в движение по направлению к маленькому.
После столкновения шарики движутся вместе с одной скоростью.
Признаки упругого соударения:
В результате взаимодействия тела движутся совместно.
У тел появляется остаточная деформация, следовательно, механическая энергия превращается во внутреннюю энергию.
Выполняется только закон сохранения импульса.
Примеры из жизненного опыта: столкновение метеорита с Землёй, удары молотком по наковальне и т. п.
При равенстве масс (одно из тел неподвижно) теряется половина механической энергии,
Если m1 много меньше m2, то теряется её большая часть (пуля и стена),
Если наоборот, передается незначительная часть энергии (ледокол и маленькая льдина).
То есть существует два вида столкновений: упругие и неупругие.
Другое о педагогике:
Понятие и виды педагогических технологий
Термин «педагогическая технология», зародившийся более трех десятилетий назад. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально рассматривали как основной способ повышения эффективности учебного процесса с помощью широкого использо ...
Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной
группе
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррек ...
Типы и структура уроков в правовом курсе
Учебное занятие по праву
— это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, фор ...