На тему законы сохранения в механике отводится 16 часов.
Закон сохранения импульса. (5 часов)
Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание:
Цель: изучение закона сохранения импульса.
Каждый из Вас наверное сталкивался с такой ситуацией: Вы бежите с определенной скоростью по коридору и сталкиваетесь со стоящим человеком. Что происходит с этим человеком? Действительно, он начинает двигаться, т.е. приобретает скорость.
Проделаем опыт по взаимодействию двух шаров. На тонких нитях висят два одинаковых шарика. Отведем в сторону левый шар и отпустим. После столкновения шаров левый остановится, а правый придет в движение. Высота, на которую поднимется правый шар, будет совпадать с той, на которую до этого был отклонен левый шар. То есть левый шар передает правому весь свой импульс. На сколько уменьшится импульс первого шара, на столько же увеличится импульс второго шара. Если же говорить о системе 2-х шаров, то импульс системы остается неизменным, то есть сохраняется.
Такое соударение называется упругим .
Признаки упругого соударения:
Нет остаточной деформации и, следовательно, выполняются оба закона сохранения в механике.
Тела после взаимодействия движутся совместно.
Примеры подобного вида взаимодействия: игра в теннис, хоккей и т. п.
Если масса подвижного тела больше массы неподвижного (m1 > m2), то оно уменьшает скорость, не меняя направления.
Если наоборот, то первое тело от него отражается и движется в противоположную сторону.
Существует также неупругое соударение
Понаблюдаем: возьмем один большой шарик, один маленький. Маленький шарик покоится, а большой приводим в движение по направлению к маленькому.
После столкновения шарики движутся вместе с одной скоростью.
Признаки упругого соударения:
В результате взаимодействия тела движутся совместно.
У тел появляется остаточная деформация, следовательно, механическая энергия превращается во внутреннюю энергию.
Выполняется только закон сохранения импульса.
Примеры из жизненного опыта: столкновение метеорита с Землёй, удары молотком по наковальне и т. п.
При равенстве масс (одно из тел неподвижно) теряется половина механической энергии,
Если m1 много меньше m2, то теряется её большая часть (пуля и стена),
Если наоборот, передается незначительная часть энергии (ледокол и маленькая льдина).
То есть существует два вида столкновений: упругие и неупругие.
Другое о педагогике:
Технологии эстетического освоения природных объектов
Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природо ...
Социально-культурные и социально-экономические
аспекты роли и значение информации о высшем учебном заведении и качестве его
услуг
Система образования формируется в соответствии с концепцией непрерывного образования. Структура этой концепции такова: семейное воспитание; дошкольное воспитание; общеобразовательная школа; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; специальное среднее образование; ...
Методика разработки экспериментальных уроков с применением
игрового и соревновательного методов обучения
физический подготовленность учащийся методика В соответствии с задачами исследования нами были разработаны экспериментальные уроки физической культуры с включением игрового и соревновательного методов, направленные на развитие двигательных умений и навыков, совершенствования физических качеств. Упр ...