Разработка системы экспериментальных заданий по физике на примере раздела "Механика"

Педагогическая теория » Разработка системы экспериментальных заданий по физике на примере раздела "Механика"

Общепризнано, что изучение физики дает не только фактические знания, но и развивает личность. Физическое образование, несомненно, является сферой развития интеллекта. Последний, как известно, проявляется и в мыслительной, и в предметной деятельности человека.

В этой связи особое значение приобретает экспериментальное решение задач, которое с необходимостью предполагает оба вида деятельности. Как и любой вид решения задач, оно имеет общую для процесса мышления структуру и закономерности. Экспериментальный подход открывает возможности развития образного мышления.

Экспериментальное решение физических задач, в силу их содержания и методологии решения, может стать важным средством развития универсальных исследовательских навыков и умений: постановки эксперимента, опирающегося на определенные модели исследования, собственно экспериментирования, способности выделить и сформулировать наиболее существенные результаты, выдвинуть гипотезу, адекватную изучаемому предмету, и на ее основе построить физическую и математическую модель, привлечь к анализу вычислительную технику. Новизна содержания физических задач для учащихся, вариативность в выборе экспериментальных методик и средств, необходимая самостоятельность мышления при разработке и анализе физической и математической моделей создают предпосылки для формирования творческих способностей.

Таким образом, разработка системы экспериментальных заданий по физике на примере механики актуальна в плане развивающего и личностно – ориентированного обучения.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся десятых классов.

Предметом исследования является система экспериментальных заданий по физике на примере механики, направленная на развитие интеллектуальных способностей, формирование исследовательского подхода, творческой активности учащихся.

Цель исследования - разработка системы экспериментальных заданий по физике на примере механики.

Гипотеза исследования - Если в систему физического эксперимента раздела «Механика» включить демонстрации учителя, связанные с ними домашние и классные опыты учащихся, а также экспериментальные задания для учащихся по элективным курсам, а познавательную деятельность учащихся при их выполнении и обсуждении организовать на основе проблемности, то у школьников появится возможность приобретать, наряду со знанием основных физических понятий и законов, информационные, экспериментальные, проблемные, деятельностные умения, что и приведет к повышению интереса к физике как предмету. Исходя из цели и гипотезы исследования, были доставлены следующие задачи:

1. Определить роль и значение экспериментальных заданий в школьном курсе физики (определение эксперимента в педагогике, психологии и в теории методике обучения физики).

2. Проанализировать программы и учебники по использованию экспериментальных заданий в школьном курсе физики.

3. Раскрыть сущность методики проведения педагогического эксперимента на уровне констатирующего эксперимента.

4. Разработать систему экспериментальных заданий по разделу «Механика» для учащихся 10 классов общеобразовательного профиля.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем: Установлена роль экспериментального решения физических заданий как средства в развитии познавательных способностей, исследовательских навыков и творческой активности учащихся 10 - х классов.

Теоретическое значение исследований определяется разработкой и обоснованием методических основ технологии проектирования и организации учебного процесса по экспериментальному решению физических задач как средства развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы и сравнительно-сопоставительный методы;

системный подход к оценке результатов теоретического анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, синтез теоретического и эмпирического материала, метод содержательного обобщения, логико-эвристическая разработка решений, вероятностное прогнозирование, прогностическое моделирование, мысленный эксперимент.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Апробация разработанной системы заданий проводилась на базе школы – интерната № 30 Среднего Общего Образования Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги», адрес: город Комсомольск – на Амуре, проспект Ленина 58/2.


Другое о педагогике:

Самообразование школьников
Основными движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей. Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо ...

Опытное преподавание
Я проходила педагогическую практику в МОУСОШ № 27 г. Кирова и провела два факультативных занятия в гуманитарном 10 классе по теме «Приложения производной» (разработка одного урока представлена в приложении). Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и м ...

Анализ результатов исследования и эффективности методов народной педагогики в практике семейного воспитания
Проанализировав результаты, сделаем выводы о том, какое место в семейном воспитании занимает народная педагогика, об эффективности методов и средств народной педагогики в семейном воспитании, выявим уровень нравственного воспитания у детей. Семья №1 Анализ карты семьи В ходе составления мы выяснили ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru