Результаты, представленные в таблице 7, свидетельствуют о следующих изменениях в сравнении с данными констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы:
- произошло снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне в ЭГ на 2 человека, а в КГ – находящихся на низком уровне в ЭГ на 1 человека;
- в ЭГ наблюдается увеличение категории учащихся, находящихся на среднем уровне на 1 ученика; в КГ – наблюдается увеличение категории учащихся, находящихся на среднем уровне на 1 ученика;
- возрастание отмечено в количественном составе учащихся высокого уровня: в ЭГ на 2 человека; в КГ – количество учащихся низкого уровня осталось без изменения.
Данные факты отображены в диаграмме 4.
Диаграмма 4
Сравнительные данные результатов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы представлены в диаграмме 5.
Диаграмма 5
Констатирующий этап: Контрольный этап:
На основании выполненной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
- результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали эффективность использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении. Наиболее значительные изменения произошли в экспериментальном классе (ЭГ);
- использование форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, способствовало повышению взаимодействия семьи и школы учащихся экспериментального класса.
Опытно-экспериментальная работа по эффективности форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении позволила сделать следующие выводы:
1. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с учащимися 3-х классов МОУ СОШ № 39 города Челябинска.
2. Результаты констатирующего этапа доказывает, что уровень взаимодействия семьи и школы у родителей ЭГ и КГ приблизительно одинаков.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы было отслежено, как использование форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении способствует эффективному взаимодействию.
4. Методика определения уровня установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями, методика определения уровня оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении осуществлялись по трём уровням: низкому, среднему и высокому.
В настоящее время взаимодействие семьи и школы является актуальной проблемой. Над решением этой проблемы работают многие педагоги-методисты. Необходимость повышения эффективности обучения младших школьников с трудностями в обучении обозначено принципами и содержанием современного начального образования, но на практике недостаточно уделяется внимания использованию активных методов обучения как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.
Поэтому наша опытно-экспериментальная работа посвящена:
- актуальной проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении;
- проблеме использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.
В первой главе опытно-экспериментальной работы нами проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении; уточнена и теоретически обоснована сущность понятий «семья», «семейное воспитание», «структура семьи», «младшие школьники с трудностями в обучении», «задержка психического развития»;
Другое о педагогике:
Принципы и содержание современного высшего
гуманитарного образования
В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предм ...
Гуманизация и гуманитаризация
В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов). В концепции модерниза ...
Организация исследования и анализ речевого развития
Экспериментальное изучение лексической стороны речи дошкольников с ОНР проводилось на базе ДОУ № 44 Кузяевского района г. Москвы), в течение 2 недель. Участниками эксеримента стали дети старшего дошкольного возраста (5– 6 лет). Экспериментальную группу составили 5 детей с ОНР 3-го уровня, стертая ф ...