Техника получения поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях называется оригами ("ори – сгибать, "гами" - бумага"). Пришла в нашу страну из Японии, где культивируется, как выражение любви к родственникам, друзьям, близким через создание таким путём красивых композиций. С техникой оригами детей знакомят с детского сада. Но, простые на первый взгляд игрушки (журавль, поросёнок) требуют огромного количества сгибаний бумаги, последовательность которых запомнить трудно даже взрослым, не говоря уже о детях. Целесообразнее говорить лишь об элементах оригами, позволяющих получит путём простого складывания, как правило, объёмную фигуру. На основе последней дети создают разнообразные фигурки.
Близка к оригами техника киригами, также пришедшая к нам из Японии. Киригами включает в себя процесс складывания бумаги в разных направлениях и надрезания. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, снежинки, цветы и т.д.
Ещё одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – бумажная скульптура. Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок (по тематике, по конструкции).
Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги – сложный вид деятельности. Предполагается наличие хорошо развитых пространственных представлений; пробы, неверные действия исключаются, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя; значит нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате, как было сказано выше, у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже знакомого образца. А это не способствует развитию конструирования творческого характера, инициативного, самостоятельного.
Развивать навыки творческого конструирования можно посредством
1) разнообразной техники, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание);
2) обобщённых способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура);
3) создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов и др.).
Последний приём реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог даёт детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы.
Конструирование из природного материала, по мнению Л.А. Парамоновой, подразумевает создание разного рода целостностей путём их преобразования или соединения частей.
И.А. Лыкова в программе "Цветные ладошки" разработала новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала. По мнению автора, вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, называется экопластика. Данный термин вводится в один смысловой ряд с понятиями "конструирование из природного материала", "флористика" и "дизайн". Цель данной стратегии – создание художественного образа и композиции из отжившего или обречённого на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры.
Технология обучения конструированию из природного материала осуществляется поэтапно.
I этап – подготовка материала.
Шишки подбираются на влажной почве, так они дольше сохраняют форму. Листья собирают, когда они приобретают красивую окраску, и высушивают их в старых журналах. Лесные и грецкие орехи, жёлуди, каштаны собирают только зрелые. Семена разных растений промывают, высушивают и рассортировывают в разные картонные коробочки. Ягоды шиповника, рябины, бузины лучше использовать свежими, поэтому запасать надо в небольшом количестве, оставшиеся высушить для мелких деталей. Камешки, раковины, палочки, перья и пух промывают, высушивают и при желании окрашивают. В детском саду или дома всё просушивают, раскладывают по виду и размеру, и хранят в "дышащих ёмкостях" – картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках, либо в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.
Другое о педагогике:
Пути формирования коммуникативной компетенции учащихся 2 классов при
использовании дидактического сборника «Игровой калейдоскоп»
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенции. Именно применение дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» поможет в формировании компетенции. Использование игр представляют мощный инструмент мотивации ...
Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...
Организация и результаты
собственных исследований
В нашей работе мы использовали: 1. Метод наблюдения - это целенаправленное организованное восприятие предметов и явлений. Мы наблюдали за учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов на уроках физической культуры по лыжной подготовке. 2. Метод анкетирования. В начале исследования мы проводили анкеты с учащимися ...