II этап - основной.
Рассматривание с детьми природных форм и выявление ассоциаций: на что похоже или что напоминает. Педагог предлагает рассмотреть природные формы в разных ракурсах с целью выявления изменения образа (например, так камешек похож на голову собаки, а если перевернуть вверх ногами – вылитая лягушка). Применение этого педагогического приёма вызывает у детей интерес к экспериментированию в художественном творчестве.
Использование художественного слова вызывает эмоциональный отклик, мотивирует к творчеству, развивает воссоздающее пространственное воображение.
Показ воспитателем вариантов использования природных материалов (например, у петушка туловище с головой из пластилина, а хвост и крылья из природного материала, либо наоборот). Знакомство с некоторыми особенностями объёмных поделок. Они могут размещаться в пространстве по-разному: вертикально, горизонтально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ поделки. Даже отдельные части или детали приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Соединять части будущей поделки можно с помощью палочек, трубочек для коктейля, веточек, проволоки (воспитатель демонстрирует разнообразные способы присоединения деталей). В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же персонажу. В зависимости от того, как прикрепить детали под углом, изменяя расстояние, или перпендикулярно, получается статичная или динамичная фигурки.
В соответствии с задуманным образом дети подбирают природный материал для будущей поделки. Или делают наоборот. Рассматривают природный материал, который есть под рукой, и "слушают", что он осам подскажет. В зависимости от этого составляется композиция.
Основой (фоном) для композиций из таких поделок могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины – что угодно, в зависимости от характера образов, величины поделок, полёта фантазии и реальных возможностей.
Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, нужно продумать их взаимное расположение. В единой композиции фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре. Далее завершается оформление отдельных поделок и составляются коллективные композиции.
III этап – заключительный.
Получившиеся композиции используют как экспонаты выставок, для обыгрывания построек, и в качестве декоративного оформления предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (Приложение 4).
В результате использования данной технологии у старших дошкольников развивается наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; формируются умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; дети учатся создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе и дальше.
Так, в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа развивается воображение как новообразование у старших дошкольников.
Итак, умелое руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников включает:
- целенаправленное и систематическое планирование работы;
- обеспечение дидактического сопровождения педагогического процесса;
- анализ и контроль самостоятельной конструктивной деятельности детей;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- использование разнообразных методов и приёмов работы;
- создание условий для организации детской деятельности с песком, водой и снегом.
Конструирование – это сложный вид деятельности, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки. Анализ исследования в области дошкольной педагогики показал, что проблема конструирования в дошкольном образовательном учреждении преимущественно изучалась в аспекте эстетического развития дошкольников. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования относят конструирование к образовательной области "Познание", которая включает в себя сенсорное, познавательно-исследовательское развитие, а также формирование элементарных математических представлений.
Другое о педагогике:
Специфика преподавания сольфеджио в младших классах ДМШ
Данная глава посвящена сопоставительному анализу ряда аспектов преподавания сольфеджио на начальном этапе на основе учебного пособия А. Барабошкиной «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДМШ и учебного пособия «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 и 2 классов ДМШ Ж. Металлиди и А. Перцовской. Оба эти пособия ...
Понятие УМКД и его элементы
Учебно-методический комплекс дисциплины определяет единый порядок учебно-методического обеспечения дисциплин различных специальностей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебно-методический комплекс разрабатывается кафедр ...
Изобразительное искусство
Использованием полихудожественного подхода на уроке музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами. Музыка и живопись. Связь музыки и живописи открыта еще много веков назад. Еще Леонардо да Винчи называл музыку сестро ...