Не следует добиваться прочного закрепления навыков при овладении действиями, техника которых должна систематически частично перестраиваться.
Это касается двигательных действий, результат которых в основном зависит от уровня развития специальных физических качеств.
Так, техника прыжков, метаний, бега, плавания и т.д. должна систематически перестраиваться в деталях по мере повышения физических возможностей занимающихся.
Совершенствование таких двигательных действий будет заключаться главным образом в частичной переделке их техники и в овладении ее вариантами, позволяющими приспосабливать двигательное действие к различным условиям его осуществления.
Методика закрепления навыка характеризуется систематическим многократным целостным повторением двигательного действия. Как ведущий метод используется повторное упражнение, выполняемое в следующих формах:
1) многократное повторение действия с полными или сокращенными интервалами отдыха между повторениями (подходами);
2) серийно-повторное упражнение. Действие повторяется несколько раз подряд непрерывно, что и составляет серию. Количество серий и интервалы отдыха между ними могут быть различными. Этот метод по сравнению с предыдущим в большей мере способствует достижению устойчивости действия к утомлению;
3) повторное выполнение при различном состоянии организма и психики занимающихся. Здесь можно предлагать выполнять двигательное действие в состоянии утомления (например, в конце занятия), в состоянии эмоционального возбуждения, волнения, при исключении или затруднении зрительного контроля и т. п.;
4) повторное, непрерывное выполнение действия с максимальным количеством повторений («до отказа»). Действие выполняется подряд до тех пор, пока сохраняется правильная его техника.
Методика формирования умений осуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следующие формы:
1) выполнение действия при изменяющихся условиях внешней обстановки: в различных местах занятий, на снарядах (или со снарядами) различного качества, при различных метеорологических условиях, при различных внешних помехах, в условиях подвижной игры и т. д.;
2) различные сочетания с другими действиями, что наиболее характерно, например, для гимнастики, акробатики, фигурного катания на коньках;
3) выполнение действия с предельными физическими усилиями, в том числе в условиях прикидок и состязаний;
4) выполнение действия при дополнительных физических отягощениях (метод «сопряженных воздействий»).
Частичная перестройка техники осуществляется по методике, характерной для предыдущего этапа обучения.
При этом создаются облегченные условия выполнения действия, такие, как вычленение частей действия, уменьшение мышечных усилий.
Этап совершенствования двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
Другое о педагогике:
Некоторые инновационные образовательные технологии
Возрастание в столь неблагоприятных условиях интереса к обучению и потребности в получении профессионального образования свидетельствует о том, что люди, поступающие учиться, движимы очень сильной мотивацией. Для оказания им содействия в приобретении образования создаются определенные инновационные ...
Гуманизация и гуманитаризация
В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов). В концепции модерниза ...
Использование логоритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия
на детей с ОНР
Исследования Г. Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что: 1. Моторика детей с ОНР данного возраста значительно ниже возрастной группы, 89% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников; 2. Группа детей с ОНР в моторном плане неоднородна; ...