Технологии получения научной информации о мире природы

Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в школьном образовании. Методики их освоения, как правило, отработаны и педагоги их активно используют.

Одним из наиболее популярных среди школьников видов деятельности является коллекционирование. Это естественное, интересное для учащихся и вместе с тем познавательное занятие может эффективно использоваться в процессе экологического образования. Крайне важно, чтобы при этом не наносился ущерб самим природным объектам. Можно коллекционировать элементы природных объектов (например, перья птиц, листья растений, оставленные гнезда) или следы деятельности животных (например, погрызенные шишки и ветки, помет), образцы минералов, интересные коряги и т. д.

Познавательными являются также коллекции марок, значков, денежных знаков, гербов, эмблем с изображением природных объектов, а также их фотографий и записей голосов на пластинках или аудиокассетах.

Крайне важно, чтобы все коллекции были тщательно систематизированы, оформлены, снабжены этикетками и пояснительными надписями.

Необходимо обучать технологиям наблюдения за природными объектами: планировать наблюдение, грамотно и точно фиксировать факты, производить элементарную статистическую обработку наблюдений, представлять материалы в табличном виде, наконец, делать обобщения и выводы. Большую педагогическую ценность имеет правильное и систематическое ведение дневника наблюдений, в котором целесообразно размещать также зарисовки и фотографии.

Все сказанное относится и к постановке натуралистических экспериментов. Как бы это ни показалось странным, но полный отказ от экспериментов, связанных с деструктивным воздействием на мир природы, больше способствует реализации целей экологического образования, чем углубленнее каких-либо биологических понятий, достигаемое в процессе подобных экспериментов.

Таким образом, овладение технологиями исследовательской деятельности является крайне необходимым для решения задач экологического образования. Кроме этого, безусловно, необходимо освоить и технологии работы с учебной, научной и научно-популярной литературой: конспектирование, реферирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами и т. д.


Другое о педагогике:

От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития. Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. ...

Игровые формы обучения, их роль в работе с детьми младшего школьного возраста
В современной педагогике наблюдается все более решительный отказ от традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, оптимизация учебного процесса (особенно у младших школьников) путем обращения к новым методикам, в том числе игровым. Игровые методы обучения нацелены на то, чтобы ...

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru