Подготовительные упражнения к чтению с листа и упражнения на чтение с листа занимают существенное место в курсе сольфеджио, и в обоих пособиях им отводится значительное место.
В учебнике Барабошкиной для первого класса понятие сольфеджирования, то есть пения нотами, вводится с первых же занятий (когда учащийся уже знаком с пятью нотами – достаточное количество для составления простейших мелодий). Также немало упражнений отводится на то, чтобы у учащихся в сознании закрепилась связь положения ноты на нотоносце и высоты ее звучания.
Все упражнения на пение с листа в обоих пособиях рассчитаны на то. чтобы в музыкальном материале, презентованном в данных примерах, отрабатывался и закреплялся теоретический материал, пройденный на уроках (движение по трезвучию, опевание ступеней и т.д.) Причем по давней традиции примеры для пения с листа включают в себя народную музыку разных стран (мелодические ходы которой, однако, не слишком расходятся с классическими принципами). Материал для пения с листа предполагается выучивать наизусть, что тренирует музыкальную память.
С первых же занятий в обоих пособиях вводится понятие транспозиции (предлагается спеть ту или иную мелодию ниже или выше, а также подобрать ее на фортепиано от разных клавиш). Полезным видится задание, которое дается в учебнике Барабошкиной чуть ли не с первых же занятий (подбор мелодий от любых клавиш), благодаря комментарию, которым оно снабжено: «Если белая клавиша в том или ином месте мелодии звучит некрасиво, попробуйте использовать ближайшую черную». Таким образом, учащийся тренирует слух (в том числе при помощи самоконтроля) и учится ориентироваться на клавиатуре фортепиано, хотя в пособии Барабошкиной не предполагается такого целенаправленного музицирования на фортепиано, какое содержится в пособии Металлиди.
Другое о педагогике:
Телекоммуникационный проект и его использование
в учебном процессе Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Телекоммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащ ...
Комбинированный урок
Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» – это нередко развернутый по содержанию и по времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и со ...
Объективные и субъективные факторы, способствующие формированию устойчивого
семантического поля учащихся
Индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективных и субъективных факторов и определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке учеников увеличился ка ...