Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций

Педагогическая теория » Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций

Страница 5

В ходе исследования были выявлены следующие основные положения по проблеме самооценки:

- в литературе, посвященной самооценке, можно найти различные ее определения. В нашем исследовании мы придерживаемся следующей позиции: «самооценка- это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.… По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия»; со скольки лет можно летать на самолете . sub zero appliance repair San Jose

- различны виды самооценки. Различают текущую и личностную самооценку, по модальности выделяется три вида самооценок: прогностическая самооценка, актуальная и ретроспективная.

Когда говорят о самооценке, то говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

В научных исследовании установлено, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая; завышенная устойчивая; неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

В качестве источников формирования самооценки ученые выделяют: сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть; интериоризацию социальных реакций на данного индивида, т.е., человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности; индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. То есть происходит измерение результатов своей деятельности; круг значимых других или референтная группа и актуальное сравнение с другими.

В данном исследовании с целью формирования адекватной самооценки у младших школьников использовались воспитывающие ситуации. Мы основываемся на следующем определении метода воспитывающих ситуаций: преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.

В основу нашей опытно-экспериментальной работы была положена следующая гипотеза: воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе при следующих педагогических условиях:

7) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

8) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

9) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни сформированности самооценки детей экспериментальной группы, особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, а также их позитивные особенности (интересы и склонности детей).

Обобщив данные констатирующего этапа эксперимента, мы на основе этого составили индивидуализированную программу формирования адекватной самооценки у детей экспериментальной группы путем создания воспитывающих ситуаций. В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций и дано обоснование необходимости использования этих ситуаций.

Эта программа была реализована в ходе формирующего эксперимента.

Для формирования и корректировки самооценки у детей экспериментальной группы были созданы различные воспитывающие ситуации: ситуации успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, персональной исключительности для учащихся с заниженной самооценкой, ситуации сопереживания, соотнесения, свободного выбора с использованием приема «Даю шанс», ситуации авансирования доверием для детей с завышенной самооценкой, ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Развитие тестирования в зарубежных странах
Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных науч­ных п ...

Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским
Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных уси ...

Значение коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся 2 классов
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru