Классификация вопросов анкеты

Страница 2

По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

Открытыми

(или свободными) вопросами

называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме. Например: "Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься". Формулировка вопроса в этом случае не ограничивает респондента какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме. Подобные вопросы позволяют получить ответы в наиболее естественной форме, содержащие интересные и неожиданные для исследователя факты и мотивы. К недостаткам открытых вопросов относятся, во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов.

Закрытыми вопросами

называются такие, формулировка которых предполагает определенный набор вариантов ответов, в связи с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них. Например: "Каким видом спорта из предлагаемого списка Вы хотели бы заниматься?"

Простейшей формой закрытых вопросов является дихотомический вопрос

, на который респондент должен ответить только "да" или "нет". Набор таких вопросов должен предусматривать примерно равное число положительных и отрицательных ответов. Если же вопросы будут сформулированы с акцентом, предположим, на ответы "нет", то респондент машинально может и свое положительное отношение пометить словом "нет".

Другой формой закрытых вопросов являются вопросы с веером ответов.

При формулировке их респонденту предлагается определить свой ответ из числа тех, которые имеются в анкете. Подобные вопросы делятся на вопросы, отражающие содержание ответа, и вопросы, требующие лишь количественной оценки.

Вопросы, отражающие содержание ответов,

имеют набор развернутых ответов. Например: "Что Вас привлекает в тренерской работе?

Общение с людьми.

Процесс передачи знаний.

Разнообразие деятельности.

Отсутствие регламентированного рабочего дня.

Эмоциональность, творчество.

Возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена.

Возможность профессионального роста.

Хороший заработок.

Длительный отпуск и т, д."

При разработке этих вопросов необходимо предусмотреть два момента.

Перечень вариантов возможных ответов должен быть достаточно полным. Кстати, в этом не малую роль могут сыграть поисковые исследования с открытыми вопросами. Если исследователь сомневается в достаточной полноте набора ответов, то необходимо дать возможность респонденту избежать только рекомендованных ответов, для чего поместить в анкете варианты типа "Не знаю", "Затрудняюсь ответить" или типа "Другое". Это создаст атмосферу свободного изложения своего мнения.

Порядок вариантов ответов не должен быть одинаковым для всех респондентов. Объясняется это тем, что различный порядок ответов повышает достоверность результатов. Установлено (В.И. Добреньков, 1972), что респондент особое внимание уделяет первому варианту ответов и последнему (так называемая ошибка внушаемости, возникающая в результате различной оценки откатов, расположенных в порядке их логической значимости).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Формирование базовых параметров отношения личности к природе
Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень осознанности отношения. Широта отношения к природе. Формирование широты отношения обусловливает необходимость организации педагогичес ...

Система визуального программирования Delphi
программирование pascal delphi обучение Система визуального программирования Delphi фирмы Borland позволяет в полной мере реализовать современные концепции программирования, включая: объектно-ориентированный подход; визуальные средства быстрой разработки приложений (RAD), основанные на компонентной ...

Причины номинативной деятельности ребёнка
Познавая окружающий мир, ребёнок овладевает языком, знакомится с традиционным наименованием вещей, соотносит мир вещей и слов. Мир предметов для ребёнка гораздо шире мира слов. Пытаясь выразить свои мысли, чувства, ребёнок вынужден прибегать к словотворчеству, т.к. его словарный запас ограничен. Со ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru