Классификация вопросов анкеты

Страница 2

По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

Открытыми

(или свободными) вопросами

называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме. Например: "Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься". Формулировка вопроса в этом случае не ограничивает респондента какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме. Подобные вопросы позволяют получить ответы в наиболее естественной форме, содержащие интересные и неожиданные для исследователя факты и мотивы. К недостаткам открытых вопросов относятся, во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов.

Закрытыми вопросами

называются такие, формулировка которых предполагает определенный набор вариантов ответов, в связи с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них. Например: "Каким видом спорта из предлагаемого списка Вы хотели бы заниматься?"

Простейшей формой закрытых вопросов является дихотомический вопрос

, на который респондент должен ответить только "да" или "нет". Набор таких вопросов должен предусматривать примерно равное число положительных и отрицательных ответов. Если же вопросы будут сформулированы с акцентом, предположим, на ответы "нет", то респондент машинально может и свое положительное отношение пометить словом "нет".

Другой формой закрытых вопросов являются вопросы с веером ответов.

При формулировке их респонденту предлагается определить свой ответ из числа тех, которые имеются в анкете. Подобные вопросы делятся на вопросы, отражающие содержание ответа, и вопросы, требующие лишь количественной оценки.

Вопросы, отражающие содержание ответов,

имеют набор развернутых ответов. Например: "Что Вас привлекает в тренерской работе?

Общение с людьми.

Процесс передачи знаний.

Разнообразие деятельности.

Отсутствие регламентированного рабочего дня.

Эмоциональность, творчество.

Возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена.

Возможность профессионального роста.

Хороший заработок.

Длительный отпуск и т, д."

При разработке этих вопросов необходимо предусмотреть два момента.

Перечень вариантов возможных ответов должен быть достаточно полным. Кстати, в этом не малую роль могут сыграть поисковые исследования с открытыми вопросами. Если исследователь сомневается в достаточной полноте набора ответов, то необходимо дать возможность респонденту избежать только рекомендованных ответов, для чего поместить в анкете варианты типа "Не знаю", "Затрудняюсь ответить" или типа "Другое". Это создаст атмосферу свободного изложения своего мнения.

Порядок вариантов ответов не должен быть одинаковым для всех респондентов. Объясняется это тем, что различный порядок ответов повышает достоверность результатов. Установлено (В.И. Добреньков, 1972), что респондент особое внимание уделяет первому варианту ответов и последнему (так называемая ошибка внушаемости, возникающая в результате различной оценки откатов, расположенных в порядке их логической значимости).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Контроль и управление самостоятельной работой студентов
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представ ...

Особенности использования деятельности и общения в воспитании младших школьников
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. (Психологический словарь). Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя ...

Общая характеристика телекоммуникационного проекта
Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая об­щую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата д ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru