Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Другое о педагогике:
Методические рекомендации по формированию связной речи
у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является - совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Эта цель реализуется через следующие задачи: расширение ...
Классификация предтестовых заданий и общие требования к ним
Классификация предтестовых заданий. В соответствии с наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификацией предтестовых заданий выделяют: 1) задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов; 2) задания с конструируемым ответом, ...
Что
говорят ученые
Исследованием словесно-жестового билингвизма занимались многие ученые: как отечественные, так и зарубежные. Без анализа «мимической речи», жестовых обобщений глухих, учителям недостаточно понятны будут и особенности развития их словесной речи, предупреждала Р. М. Боскис (1963), опасаясь игнорирован ...