Вопросы о фактах
отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит респондент. Достоверность ответов на подобные вопросы сравнительно высокая, но она резко падает, если касается действий, которые заведомо не одобряются (например, вопрос о том, курит спортсмен или нет) или которые произошли очень давно. В первом случае респондент может умышленно извратить реальность, зная о несовместимости курения со спортивной тренировкой; во втором случае, забыв что-то из своей прошлой деятельности, может непреднамеренно исказить действительность.
К этой же группе относятся демографические вопросы
, направленные на выяснение паспортных данных опрашиваемого. Обычно на эти вопросы даются объективные ответы. Правда, если респондент посчитает, что его ответы станут достоянием общественности, то он может на эти вопросы вообще не ответить. Например, если респондент не уверен в своих грамматических способностях, он постесняется поставить свою фамилию, чтобы не прослыть безграмотным человеком.
Вопросы о мотивах
отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. Из ответов на эти вопросы исследователь может получить сведения о том, почему респондент что-то делал, делает и что намеревается делать. Опыт показывает, что данная группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов наиболее низкой. С целью повышения достоверности ответов целесообразно избегать некорректных вопросов, ставить вопросы частного характера, по ответам на которые можно получить представление об интересующем явлении в целом.
По характеру ситуации, которая создается формулировкой вопроса, различают безусловные и условные вопросы о мотивах.
Безусловные вопросы
формулируются для реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, вопрос "Нравится ли Вам профессия тренера?" сформулирован для ситуации, реальной для опрашиваемого.
Условные вопросы формулируются для ситуации воображаемой, в которой респондент не находится, но мог бы находиться. Например, тот же самый вопрос о профессии тренера для воображаемой ситуации может быть сформулирован так: "Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок и будущем избрал профессию тренера?"
Условные вопросы
призваны уточнять, углублять мотивы прошлых, настоящих и будущих действий. Достигается это как раз тем, что "респондентам предлагают напор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения или мнения в заданных условиях" (В.А. Ядов, 1968). Эти вопросы, как правило, формулируются в форме условных предложений: "Предположим, что . ", "Представьте себе, что ." и т.п. Обычно вопросы о мотивах стараются формулировать так, чтобы была возможность фиксировать не только содержание мотива, но и его интенсивность. Например: "Некоторые тренеры и спортсмены считают, что в годовом тренировочном цикле не должно быть переходного периода. Какое Ваше мнение? (подчеркните) 1. Согласен с ними. 2. Согласен, но не совсем. 3. Не согласен с ними".
Другое о педагогике:
Личностные качества педагога
педагогический профессиональный обучение личностный Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В ...
Педагогические условия деятельности учителя по реализации инновационных
образовательных технологий
Кардинальные изменения, происходящие в жизни казахского общества, сложные задачи, стоящие перед образованием на современном этапе развития страны, требуют пересмотра взглядов на сущность и функции профессиональной деятельности учителя в новых условиях. Традиционная парадигма профессионального труда ...
Особенности физического развития детей дошкольного возраста
Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела - физического воспитания - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова "концепции непрерывного физического образования детей". В концепции развития физи ...