Классификация вопросов анкеты

Страница 3

Вопросы, требующие количественной оценки,

содержат набор ответов, позволяющих количественно выразить интенсивность мнения респондента. Например: "Довольны ли Вы своей работой в качестве тренера?

Очень доволен.

Доволен.

Безразличен.

Не доволен.

Очень не доволен".

Пользуясь такими вопросами, необходимо придерживаться одного обязательного правила - число положительных и отрицательных оценок должно быть равным,. ч их общее число - нечетным со срединной нейтральной оценкой типа "Безразлично". Этим самым будут созданы условия для получения ответов с равной вероятностью.

При анализе результатов анкетирования стандартизированный набор оценок может быть использован как своеобразная оценочная шкала, которую можно выразить в баллах. В приведенном примере такая шкала будет построена в убывающем порядке (например, по пятибалльной системе: "очень доволен" - 5, "доволен" - 4 и т.д.). Тогда оценочное суждение каждого респондента может быть выражено цифрой, а мнение всей группы респондентов - средним арифметическим числом.

Например, при определении популярности видов спорта было опрошено 1000 человек. Гимнастика "собрала" следующие оценки: очень нравится (5) - 50 человек, правится (4) - 250, безразличен (3) - 350, не нравится (2) - 250, очень не нравится (1) - 100. Значит, "средняя степень популярности" гимнастики может быть вычислена следующим образом:

Выражение мнения людей какой-либо цифрой является, разумеется, лишь самым грубым приближением к действительности. Тем не менее его можно использовать для ориентировочной характеристики тенденции.

Достоинство закрытых вопросов состоит в том, что их стандартизация облегчает респонденту ответы, а исследователю - процесс обработки. Однако та же самая стандартизация невольно навязывает респонденту смысл того или иного ответа, не всегда охватывает весь круг возможных вариантов.

Полузакрытые вопросы

предусматривают наличие не только набора вариантов ответов, но и вариант типа "Другое". Подобные вопросы получили наиболее широкое распространение по той же причине, что и закрытые.

Таким образом, каждая форма вопросов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому применять их следует в соответствии с задачами исследования. Тем не менее опыт показывает, что на стадии поискового исследования целесообразно применять открытые вопросы, а при основном исследовании - полузакрытые, иногда закрытые. Многие исследователи считают, что грамотно составленная анкета должна содержать все виды вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые. Их оптимальное соотношение повышает достоверность исследования.

Прямые вопросы

предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования. Например, в вопросе "Нравится ли Вам профессия тренера?" предмет интереса исследователя (отношение к профессии) заложен уже в самом вопросе. Как правило, эти вопросы формулируются в личной форме: "Ваше мнение по поводу . ", "Что Вы думаете о . ", "Считаете ли Вы, что ." и т.п. Исследователи считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, особенно в тех случаях, когда личное мнение не соответствует общепринятому положению.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Реформы образования проходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основно ...

Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе
Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества. Инте ...

Игровые формы обучения, их роль в работе с детьми младшего школьного возраста
В современной педагогике наблюдается все более решительный отказ от традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, оптимизация учебного процесса (особенно у младших школьников) путем обращения к новым методикам, в том числе игровым. Игровые методы обучения нацелены на то, чтобы ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru