Понятие и виды педагогических технологий

Страница 1

Термин «педагогическая технология», зародившийся более трех десятилетий назад. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально рассматривали как основной способ повышения эффективности учебного процесса с помощью широкого использования технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

В 70-е гг. во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология – это «не просто исследование в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. – Лондон – Нью-Йорк, 1978).

В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различия.

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

По В.М. Монахову педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Г.К Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

научный: как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Педагогические технологии как совокупность знаний о способах проведения учебно-воспитательного процесса является конкретным, научно обоснованным, организованным обучением для достижения цели развития.

Наиболее системно и всеобъемлюще существующие образовательные технологии представлены в двухтомном издании «Энциклопедия образовательных технологий» Г.К. Селевко, где выделено около 500 технологий обучения. Мы рассмотрим только те, которые в большей мере применимы в высших учебных заведениях.

При выборе применяемых образовательных технологий на занятии следует учитывать умственные способности обучаемых, уровень их развития, которые зависят от возрастных особенностей. Студенческий возраст отличается высокой познавательной мотивацией, самостоятельностью в организации своей деятельности, специфической направленностью познавательной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Условия обучения диалогической речи
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание н ...

Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...

Возрастные особенности подростков 10-12 лет
учебный тренировочный футболист физический Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Исход ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru