Понятие и виды педагогических технологий

Страница 2

Именно поэтому образовательные технологии отбираются с учетом:

формирования у студента самостоятельной поисковой и профессиональной деятельности;

формирования профессиональных знаний, умений, навыков, социальных качеств личности будущих специалистов;

формирования умений решать проблемные ситуации;

связи теории и практики в обучении;

творческого мышления и социальной активности студентов.

Исходя из представленных критериев, мы отобрали следующие технологии обучения высшего профессионального образования.

Информационные (компьютерные) технологии обучения

Информационные технологии обучения (ИТО) можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Информационные (компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Среди информационных технологий применительно к обучению можно выделить следующие:

компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;

обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

распределенные базы данных по отраслям знаний;

средства телекоммуникаций, включающие в себя электронную почту, телеконференции, сети обмена данными;

электронные библиотеки.

Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности рассматривается в качестве компонента образовательной системы, который способен существенно повлиять на цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

В функции педагога компьютер представляет:

источник учебной информации (части или полностью заменяющий учителя и книгу);

наглядное пособие;

индивидуальное информационное пространство;

тренажер;

средство диагностики и контроля.

Технология знаково-контекстного (контекстного) обучения

По Вербицкому, обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным или контекстным обучением.

Предметный контекст профессиональной деятельности связан с формированием профессионального мышления, компетентных практических действий специалиста. Социальный контекст предполагает наличие умений социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений.

Учебный материал в контекстном обучении предъявляется в виде учебных текстов как знаковых систем и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Но отличительная особенность контекстного обучения в том, что за информацией, которая структурирована преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций, просматриваются реальные контуры будущей профессиональной деятельности.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есинов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет
А.В. Петровский считал, что факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно называть взрослого человека, идиота и младенца. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем об ...

Общее понятие экологической этики
Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. в ...

Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического воспитания"
Система знаний в области теории и методики физического воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физической реабилитации, можно говорить также об интегр ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru