Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Педагогическая теория » Технология развития ответственности у детей группы социального риска » Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Страница 4

2 этап - упражнение в проявлении ответственности.

Задания этого направления предполагают тренировку учащихся в проявлении ответственности. Основными задачами направления являются:

- развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;

- тренировка учащихся в осуществлении выбора между двумя альтернативными поступками и развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;

- развитие самооценки и самоконтроля.

Курс занятий построен на общей цели – строительство дома для кукол.

Занятие 1.

Задача: обучение учащихся планированию и организации своей деятельности.

На занятии учащиеся готовят план дома, который они хотели бы построить для кукол. Подготовленные «планы» рассматриваются «комиссией» с точки зрения практической пользы (размеры, удобство планировки и др.), доступности изготовления. Работа по строительству дома коллективная, поэтому утверждается один, общий план. Экспериментатор отмечает, что строительство дома - это очень сложная, трудоёмкая работа. Важно не ошибиться, сделать всё правильно. Для этого необходимо планирование работы. Вниманию детей предлагается плакат «Строительство дома»:

Цель

Планирование

Выполнение работы

Контроль

Каждую колонку дети обозначают условным значком: «цель»- стрела, направленная вверх; «планирование» - цифры 1,2,3 и др. Дети планируют свою работу по строительству дома, выделяют наиболее трудные и ответственные участки работы. Отмечают, сколько времени отводится на определённый вид работы. Повторяют, что строители должны чувствовать ответственность перед жильцами, стараться работать быстро и качественно.

Занятие 2.

Задача: вызвать переживания детей за судьбу общего дела.

Дети готовы к выполнению практической работы, но экспериментатор говорит, что организации-поставщики нарушили договоренность и не завезли на стройку кирпичи. Есть всё для строительства дома (цемент, шифер для крыши и т.д.), кроме кирпичей. Что делать? Интересны замечания детей в адрес поставщиков (они поступили безответственно, нужно им звонить, так как куклы нуждаются в жилье и т.д.). Ещё раз проговаривают, что такое ответственность, ответственный и безответственный поступок. Поступили предложения детей начать работу с крыши. Но один ученик высказал мнение, что нужно придерживаться плана, который сами составили. Это настоящее строительство, и начинать строить дом с крыши нельзя. Решают отложить работу на следующий день, поручают экспериментатору дозвониться до поставщиков.

Занятие 3 - 17.

Задача: тренировка в проявлении волевых качеств (ответственности и настойчивости).

Материалы: плакат "Строительство дома", индивидуальный план строительства, бумага, ножницы, клей, набор фломастеров.

Экспериментатор сообщает детям, что сегодня они освоят профессию строителя: «Мы будем строить дом по заказу кукол. Это коллективная работа, мы будем строить дом вместе. Работа должна быть выполнена в срок - 15 занятий. Одно из занятий мы пропустили из-за безответственного отношения к делу наших поставщиков. Остаётся 14 занятий. Необходимо работать быстро, но качественно». Обращается внимание детей на содержание рабочего места в чистоте.

Сначала дети работают над изготовлением объёмных кирпичей из бумаги. Экспериментатор предлагает шаблон для изготовления кирпича. Объясняет этапы работы: 1) обвести шаблон; 2) вырезать; 3) сложить по линиям сгиба; 4) раскрасить; 5) склеить. Устанавливается объём работы: каждый строитель должен сделать по 3 кирпича за занятие. Качество изготовленных кирпичей проверяет назначенный детьми ученик-контролёр. Экспериментатор выступает в роли наблюдателя, оказывает ненавязчивую помощь в тех случаях, когда это необходимо.

На первых занятиях некоторые дети пытаются получить более высокий количественный результат, делают по 5-6 кирпичей. Как правило, это достигается за счёт снижения качества выполняемой работы. Многие кирпичи идут в «брак» как не пригодные для строительства дома. Важно провести беседу о том, что потрачено много материала, а работа нерезультативна. Это случилось, потому что кто-то из строителей хотел быть первым, не думал о качестве, надеялся, что контролёр будет оценивать работу не так строго. Учащиеся делают вывод, что выполнение коллективной работы требует ответственности от каждого из них.

На последующих занятиях по строительству дома учащиеся доделывают кирпичи, делают фундамент, скрепляют кирпичи «цементом» (полоски бумаги), делают перекрытия между этажами и черепичную крышу. Эту работу дети выполняют самостоятельно, им уже не нужен контролёр. Они научились оценивать и следить за качеством своей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца. Типологию матерей выделяет А.Я. Варга: "Спокойная уравновешенная мама" – настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит н ...

Роль нетрадиционных форм обучения в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся
Проведение нетрадиционных уроков, или внедрение в структуру урока системы познавательных и занимательных заданий, вопросов, элементов проблемности, необычное изложение нового материала и т.д., значительно разнообразит сложный процесс обучения и воспитания, способствует активизации мыслительной деят ...

Специальное образование в Западной Европе
Защита прав детей-инвалидов, реализация этих прав – сложная проблема, как в России, так и в Европе. Инвалиды в любой стране составляют меньшинство, к которому мало прислушиваются; дети-инвалиды, как и все дети, не имеют права голоса на выборах, и потому политики не проявляют интерес к их проблемам. ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru