Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Педагогическая теория » Технология развития ответственности у детей группы социального риска » Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Страница 4

2 этап - упражнение в проявлении ответственности.

Задания этого направления предполагают тренировку учащихся в проявлении ответственности. Основными задачами направления являются:

- развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;

- тренировка учащихся в осуществлении выбора между двумя альтернативными поступками и развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;

- развитие самооценки и самоконтроля.

Курс занятий построен на общей цели – строительство дома для кукол.

Занятие 1.

Задача: обучение учащихся планированию и организации своей деятельности.

На занятии учащиеся готовят план дома, который они хотели бы построить для кукол. Подготовленные «планы» рассматриваются «комиссией» с точки зрения практической пользы (размеры, удобство планировки и др.), доступности изготовления. Работа по строительству дома коллективная, поэтому утверждается один, общий план. Экспериментатор отмечает, что строительство дома - это очень сложная, трудоёмкая работа. Важно не ошибиться, сделать всё правильно. Для этого необходимо планирование работы. Вниманию детей предлагается плакат «Строительство дома»:

Цель

Планирование

Выполнение работы

Контроль

Каждую колонку дети обозначают условным значком: «цель»- стрела, направленная вверх; «планирование» - цифры 1,2,3 и др. Дети планируют свою работу по строительству дома, выделяют наиболее трудные и ответственные участки работы. Отмечают, сколько времени отводится на определённый вид работы. Повторяют, что строители должны чувствовать ответственность перед жильцами, стараться работать быстро и качественно.

Занятие 2.

Задача: вызвать переживания детей за судьбу общего дела.

Дети готовы к выполнению практической работы, но экспериментатор говорит, что организации-поставщики нарушили договоренность и не завезли на стройку кирпичи. Есть всё для строительства дома (цемент, шифер для крыши и т.д.), кроме кирпичей. Что делать? Интересны замечания детей в адрес поставщиков (они поступили безответственно, нужно им звонить, так как куклы нуждаются в жилье и т.д.). Ещё раз проговаривают, что такое ответственность, ответственный и безответственный поступок. Поступили предложения детей начать работу с крыши. Но один ученик высказал мнение, что нужно придерживаться плана, который сами составили. Это настоящее строительство, и начинать строить дом с крыши нельзя. Решают отложить работу на следующий день, поручают экспериментатору дозвониться до поставщиков.

Занятие 3 - 17.

Задача: тренировка в проявлении волевых качеств (ответственности и настойчивости).

Материалы: плакат "Строительство дома", индивидуальный план строительства, бумага, ножницы, клей, набор фломастеров.

Экспериментатор сообщает детям, что сегодня они освоят профессию строителя: «Мы будем строить дом по заказу кукол. Это коллективная работа, мы будем строить дом вместе. Работа должна быть выполнена в срок - 15 занятий. Одно из занятий мы пропустили из-за безответственного отношения к делу наших поставщиков. Остаётся 14 занятий. Необходимо работать быстро, но качественно». Обращается внимание детей на содержание рабочего места в чистоте.

Сначала дети работают над изготовлением объёмных кирпичей из бумаги. Экспериментатор предлагает шаблон для изготовления кирпича. Объясняет этапы работы: 1) обвести шаблон; 2) вырезать; 3) сложить по линиям сгиба; 4) раскрасить; 5) склеить. Устанавливается объём работы: каждый строитель должен сделать по 3 кирпича за занятие. Качество изготовленных кирпичей проверяет назначенный детьми ученик-контролёр. Экспериментатор выступает в роли наблюдателя, оказывает ненавязчивую помощь в тех случаях, когда это необходимо.

На первых занятиях некоторые дети пытаются получить более высокий количественный результат, делают по 5-6 кирпичей. Как правило, это достигается за счёт снижения качества выполняемой работы. Многие кирпичи идут в «брак» как не пригодные для строительства дома. Важно провести беседу о том, что потрачено много материала, а работа нерезультативна. Это случилось, потому что кто-то из строителей хотел быть первым, не думал о качестве, надеялся, что контролёр будет оценивать работу не так строго. Учащиеся делают вывод, что выполнение коллективной работы требует ответственности от каждого из них.

На последующих занятиях по строительству дома учащиеся доделывают кирпичи, делают фундамент, скрепляют кирпичи «цементом» (полоски бумаги), делают перекрытия между этажами и черепичную крышу. Эту работу дети выполняют самостоятельно, им уже не нужен контролёр. Они научились оценивать и следить за качеством своей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Личностные качества педагога
педагогический профессиональный обучение личностный Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В ...

Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные цель ...

Специальное образование в Японии
Образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами. Дети с тяжелыми наруше ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru