Ответственность у человека формируется в школьные годы, а именно в младшем школьном возрасте. Насколько развита будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет в будущем относится к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности за все что он делает, за все, что должен сделать.
Уже в младшем школьном возрасте ребенок должен четко дифференцировать такие понятия как «хочу» и «должен». Учащимся младших классов еще довольно трудно это делать, так как у них нет ни жизненного опыта, ни ситуаций, в которых «хочу» и «должен» вступали бы яростный конфликт. До того времени, когда ребенок пошел в школу, за него все решали родители, ответственность как бы переносилась с личности ребенка на личность родителя. И только в школе потребность в самоконтроле, ответственности и силе воли становится перед ребенком, и он, в свою очередь, должен поступать и вести себя, как того требуют обстоятельства, он должен самостоятельно «загонять» себя в рамки и контролировать. Для ребенка, только что поступившего в школу, это очень трудно, и эта трудность, скорее, основана на непривычке нести ответственность и непонимании надобности этой ответственности, нежели на нехотении быть ответственным.
Детям «группы риска» характерно слабо развитое чувство ответственности за свои поступки и это подтверждает наше исследование: в первом случае (результаты по опроснику для родителей) преобладает средний уровень ответственности. Это может свидетельствовать о том, что в младшем школьном возрасте ответственность находится на определенном этапе формирования, т.е. она еще не является до конца сформированным, устойчивым качеством. А по результатам экспериментальной ситуации преобладает низкий уровень ответственности и чуть в меньшей степени высокий уровень ответственности. Это можно объяснить тем, что экспериментальная ситуация определяет уровень ответственности ребенка в данном, конкретном случае, причем прежде всего с точки зрения поведенческого критерия ответственности. Т.е. дети, имеющие средний и низкий уровень сформированности ответственности выполнили экспериментальное задание позже указанного срока или с какими-либо недостатками, или совсем его не выполнили, а дети, имеющие высокий уровень сформированности ответственности выполнили задание в срок, качественно и в необходимом количестве. Что же касается опросников, то можно сказать, что они определяют ответственное поведение ребенка в его жизнедеятельности в целом, т.е. комплексно охватывают данное свойство личности.
Ответственность хороша, когда ребёнок разумно к ней подходит, когда может дифференцировать ситуации, а этому ребёнка должен научить старший. Родитель, воспитатель или педагог в процессе общения с ребёнком, в процессе его воспитания передаёт ему свой жизненный опыт.
Итак, способность ребенка быть ответственным, адекватно реагировать на ситуации всецело зависит от воспитывающих его людей. Поэтому разработаны методики, которые воспитателям следует использовать в своей работе с детьми, для развития ответственности у детей.
Другое о педагогике:
Специфика компьютерного тестирования и его формы
Общие представления о компьютерном тестировании. С начала XXI в, в образовании при проведении тестирования стали широко применяться компьютеры. В педагогических инновациях появилось отдельное направление — компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов учащихся и ...
Народная педагогика в семейном воспитании
Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Остановимся на вопросах на семейного воспитания. Семейное воспитание (то же самое – воспитание д ...
Общее недоразвитие речи. Определение. Этиология
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. ХХ в. Психолого-педагогическая направленность исследований привела к пересмотру классификационных представлений, а вместе с тем и к построению новых п ...