Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Педагогическая теория » Технология развития ответственности у детей группы социального риска » Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Страница 3

При записи в колонке «я должен» внимание детей следует акцентировать на том, что все требования, предъявляемые им со стороны школы, посильны для них. Требуется только проявление их волевых усилий и ответственное отношение к учению.

Итогом работы является составление модели ответственного ученика, позволяющей ребёнку сравнить, насколько его собственное поведение соответствует данному образцу, и наметить пути самосовершенствования. На доске и в тетради каждого ребёнка подготовлена таблица:

Показатели ответственности

Примеры

Оценка проявления ответственности у себя

В первой колонке под диктовку учащихся учитель записывает, в чем может выражаться ответственное поведение ученика: выполняет требования учителя; серьёзно относится к порученным обязанностям; умеет преодолевать трудности; если начинает дело, то доводит его до конца; работает самостоятельно на уроке; самостоятельно выполняет домашнее задание; если допускает ошибки, то стремится их исправить и др. Ученики приводят примеры, в каких ситуациях им удавалось проявить ответственность, и оценивают у себя степень проявления перечисленных показателей этого качества. В каждом пункте они ставят значки: «плюс», если они считают, что качество сформировано; «знак вопроса», если качество проявляется в некоторых ситуациях, а в некоторых нет; «минус», если качество не проявляется.

Занятие 5-15.

Задача: формирование самооценки ответственности.

Формировать самооценку ответственности у учащихся можно непосредственно на учебных занятиях с помощью введения системы жетонов, которыми награждается ученик, ответственно относящийся к делу. Жетоны самые разнообразные: «Самому ответственному дежурному», «Самому аккуратному», «За оказание помощи товарищу», и др. Важно, чтобы поощрение было немедленным после исполнения действий.

Занятие 16.

Задача: развитие умений анализировать ситуации нравственного поведения людей, учитывая их намерения.

Учащимся предлагается для анализа несколько ситуаций нравственного поведения. Анализируются: 1) преднамеренный и случайный поступок (неловкость персонажа); 2) случаи преднамеренной и неумышленной кражи; 3) случай сознательной лжи и безвредного преувеличения. Герой каждого из рассказов совершает какой-либо поступок, имеющий нравственный смысл. Например:

А. Вера хотела сделать подарок маме на день рождения, погладить её любимое платье. Она включила утюг, достала из шкафа платье. Утюг оказался слишком горячим, платье было сильно испорчено. Вера очень расстроилась.

Б. Надя шила куклам платье, не хватило маленького лоскутка. Надя достала мамино платье и аккуратно вырезала небольшой лоскуток так, что было почти незаметно.

Рассказывая истории, экспериментатор просит испытуемого заполнить таблицу «Лист ответов», сравнить степень виновности героев, определить, кого из них он считает наиболее непослушным и почему: того, кто случайно разбил 15 чашек, или того, кто разбил только одну, пытаясь добыть джем без разрешения? Кого из провинившихся следует наказать строже? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откуда происходят правила, можно ли их изменить и др Анализируются основания оценивания детьми поступков и действий героев: 1) оценка действий человека на основе его мотивов и намерений; 2) оценка действий и поступков по их последствиям, ориентация на поощрение или наказание взрослых.

В предложенном задании возможны следующие пути обсуждения: 1) виноваты обе девочки, потому что испорчены платья (буквальная ответственность); 2) виновата та, что причинила больший ущерб (объективная ответственность); 3) учитываются намерения, смягчающие вину обстоятельства (субъективная ответственность). Дети рассуждают, что в случае с Верой был «нечаянный поступок»: хорошая девочка нечаянно причиняет кому-то вред. А Надя поступила безответственно, нарушила требование мамы. Надя должна быть наказана больше, хотя причинённый ею ущерб незначителен. Делается вывод, что в некоторых случаях человек не виноват в том, что были нарушены правила. Человек несёт ответственность только в случае сознательного нарушения правил. Чтобы определить степень виновности героя, необходимо проанализировать ситуацию.

Лист ответов

№ ситуации

Ответ участника

Правильный ответ

Количество набранных баллов

1.

Надя

Надя

10

2.

Витя

Витя

10

3.

Серёжа

Коля

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности органов управления образованием, методических служб на всех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечение перехода старшей школы на профильное обучение. Преимущественная профильность школы III ступени преду ...

От осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии
С начала ХХ столетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национал ...

Что говорят ученые
Исследованием словесно-жестового билингвизма занимались многие ученые: как отечественные, так и зарубежные. Без анализа «мимической речи», жестовых обобщений глухих, учителям недостаточно понятны будут и особенности развития их словесной речи, предупреждала Р. М. Боскис (1963), опасаясь игнорирован ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru