Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Педагогическая теория » Технология развития ответственности у детей группы социального риска » Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Страница 5

В конце работы учащихся спрашивают, что бы они хотели улучшить в своей работе (например сделать лужайку перед домом, ограждение). Задаются вопросы: трудно было строить дом? были ли моменты, когда хотелось оставить работу на завтра? что было наиболее трудным? как вам удавалось преодолевать трудности? Учащиеся делают вывод, что ответственное отношение к делу позволило им преодолеть все трудности, выполнить работу в срок.

Занятие 18 - 24.

Задачи:

- тренировка проявления волевых качеств;

- развитие умений планировать и организовывать деятельность;

- формирование самоконтроля и самооценки.

Работа рассчитана на 7 дней. Ребята назначаются дежурными в столовой (методика К.А.Климовой). Изучаются обязанности дежурного (помощь воспитателю в расстановке стульев, сервировке стола, учёте порций и др.) Детям показывают, как выполнять ту или иную функцию, учат планировать свою работу. Дежурные назначаются педагогом сроком на одну неделю. Учащимся объясняется значимость и необходимость обязательного и хорошего выполнения данного им поручения. Подчёркивается, что выполнение поручения имеет большое значение для всех членов коллектива. Контроль за работой дежурных в первое время осуществляет воспитатель. При выполнении ребёнком поручения учитывается: 1) осознание ребёнком необходимости и важности обязательного выполнения данного поручения, имеющего значение для других; 2) характер действий, направленных на успешное выполнение порученного задания (вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); 3) эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьёзное поручение; беспокоится за успех; испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения; переживает оценку других и т.д.); 4) осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.

Контроль за выполнением поручений осуществлялся с помощью заполнения «Рабочего листа». Рабочий лист выдаётся в конце дня, то есть ребёнок получает задание на завтрашний день, формулирует цель, планирует выполнение задания. Последний рабочий лист выдаётся в субботу. Если в понедельник ребёнок забывает о своём поручении, целесообразно увеличить количество практических занятий, ввести дополнительные поручения в школе и дома. Ежедневно учащиеся делают отчёт о выполнении работы, говорят о своих успехах, пытаются объяснить причины недоработок.

Рабочий лист

Дата

Дежурный по столовой _

Ответственен за _

Время исполнения

Отчёт о выполнении

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внеш ним воздействиям со стороны общества и его криминальных эле ментов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта
Основным критерием эффективности проекта является переход 80% ОУ и РОУ региона на новые самостоятельно разработанные модели (внутри)школьного управления, а также сохранение в основном положительного отношения к реформе в среде целевых групп и более широкого сообщества региона как на протяжении хода ...

Методики при обучении плаванию
Существует большое количество разных методик по обучению плаванию. В методических рекомендациях раскрывается опыт эффективного обучения плаванию с использованием новых методических подходов, основанных на индивидуальных особенностях освоения плавательных движений детьми младшего школьного возраста. ...

Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru