Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности

Педагогическая теория » Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников » Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности

Страница 4

В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребенка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Вот потому едва ли не с первого занятия младшим школьникам предлагается в конце каждого дня, проведенного в школе, отражать свое настроение. Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что, например, желтый кружочек обозначает «мне интересно», зеленый — «мне неинтересно», красный — «мне хорошо», синий — «мне плохо».

Возможен и другой вариант отражения школьниками своего настроения. В классе вывешивается изображение двух лиц: веселого и хмурого. Перед уходом каждый ребенок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае младший школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение все равно оказывается зафиксированным.

Воспитательное значение цветописи состоит не в том, чтобы унифицировать эмоциональное состояние каждого младшего школьника. Ежедневно фиксируя свое эмоциональное состояние, видя внимание учителя к этому процессу, каждый ребенок убеждается в том, что и он сам, и его сверстники значимы друг для друга, равноправны в коллективе. Кроме того, дети привыкают осознавать свои чувства, интересоваться настроением друг друга, соотносить свое поведение с настроением окружающих, учатся понимать внутренний мир людей, т. е. становятся более зрелыми.

Систематически осуществляемая детьми цветопись усиливает процессы образования дружного коллектива, развивает в них стремление быть самостоятельными и поддерживает оптимизм, чувство эмоционального благополучия. Учитель ежедневно анализирует ее, делает выводы и сообщает о них детям так, чтобы их интерес к отражению своего настроения не пропадал и чтобы они были правдивы при этом.

Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря не только специфическому содержанию и особой организации специальных занятий, но и созданию особого контекста всей жизни группы. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной для тех и других совместной деятельности, постоянным педагогическим анализом происходящих в группе процессов. Очевидно, что воспитание у детей умения жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается и вне специальных занятий: на обычных занятиях, праздниках, во время экскурсий и прогулок. Таким образом, успех этой работы зависит не только от того, кто ведет специальные занятия, хотя от него в первую очередь.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое о педагогике:

История возникновения и развития художественной вышивки бисером
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколь ...

Формирование мирового образовательного характера
Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем. Мировое образовательное пространство как система отвечает принципу взаимосвязи системы и среды. Его формир ...

Социальная работа как профессия
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru