Несмотря на насыщенность воспитательных занятий общением, достаточно часто на них царит тишина. Ребенок размышляет о непростых вопросах своего и человеческого бытия, о человеке среди людей; вспоминает конкретные, актуальные для него ситуации из собственной жизни или из книг, фильмов, рассказов других людей; выполняет творческие работы. Разумеется, такая тишина приходит в класс не сразу и не по приказу. Она возникает лишь в особой атмосфере, создание которой — забота учителя. Речь идет об атмосфере искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В такой атмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужим мнениям, уважать точку зрения каждого сверстника, окружающих его взрослых и т. д. В такой атмосфере и взрослому легче уйти от стереотипов поведения и мышления.
Такая демократичная атмосфера не возникает в детской среде сама собой. Ее создание и поддержание полностью зависит от мастерства педагога — от того, насколько он готов к импровизации на занятиях; насколько важно для него развитие ребенка. Очевидно, что не каждый учитель готов к такой работе. Создание такой атмосферы в детском сообществе — дело нелегкое, хотя бы потому, что отношение к ребенку как к человеку, а не «кибернетическому устройству» по усвоению и воспроизводству информации нетрадиционно для наших школ. Иногда противятся этому и родители. Но если у ребенка не будет опыта жизни в атмосфере уважения, ненасилия и терпимости, ему трудно будет стать самостоятельным и продуктивным человеком.
Важнейшими условиями поддержания такой атмосферы в детской среде являются: деликатность взрослых, признание за детьми не только права на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятыми, но и права на личную тайну, на неприкосновенность своего внутреннего мира. Вот почему педагогу важно преодолевать излишнюю категоричность (детей, свою, других взрослых), стараться ходить от позиции держателя истины в последней инстанции, не быть гиперактивным на занятиях.
Созданию такой атмосферы помогают некоторые особенности самих воспитывающих занятий. Например, вопросы, которые на них обсуждаются, не имеют единственно верных ответов. Детям не предъявляются образцы для обязательного воспроизведения. Занятия насыщены изобразительной деятельностью и пр. Взаимную доброжелательность, терпимость, поисковую и рефлексивную активность поддерживают и литературные тексты, обсуждаемые на занятиях, и разминки, и творческие задания, и игры.
Для того, чтобы цели воспитывающих занятий были достигнуты, важно работать не только с сознанием, но и с эмоциями младших школьников. Существует целый ряд технологических приемов сотрудничества с детьми на эмоциональном уровне. Известна сила воздействия на органы чувств экспрессивной словесной информации, музыки, динамичных по сюжету рисунков, ярких цветовых пятен, движения, в том числе и ритмически оформленного, и пр. В связи с этим большой интерес представляет технология использования цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определенное настроение связывается на подсознательном уровне с определенным же цветом. Регулярная фиксация младшим школьником своего настроения с помощью цвета (цветописи) наглядно показывает учителю, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чье настроение не совпадает с общим, кто из детей требует к себе особого внимания, насколько дети дружелюбны, внимательны, терпимы друг к другу, эффективна ли работа с коллективом.
Другое о педагогике:
Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в
теории и практике
Детство – этап в жизни человека, предшествующий взрослости. Он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Согласно теории возрастной периодизации, разработанной в середине 20 века А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, дошкольное детство охв ...
Программы организации работы с родителями в условиях
ДОУ направленной на физическое оздоровление дошкольников
Все проводимые программы по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта: 1. Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию, воспитателям. Они готовят сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли. Родители и дети участвуют в сп ...
Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков
Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ. 1. Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздато ...